Модернизация МиГ-31: кувалда, чья-то мать и 3D-принтер с AliExpress

news3dtoday
Идет загрузка
Загрузка
23.12.2019
14272
63
Новости

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

28

Инженер-конструктор авиастроительного завода «Сокол» Алексей Ленкин повысил обороноспособность страны за счет внедрения передовых аддитивных технологий в процессы ремонта и модернизации боевых самолетов МиГ-31. Если точнее, то с помощью прототипирования деталей на дешевом китайском FDM 3D-принтере. Шутки шутками, а ведь давно пора, ведь экономия оказалась существенной.

Как сообщает пресс-служба Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), ведущий инженер-конструктор НАЗ «Сокол» Алексей Ленкин одержал победу на ежегодном конкурсе проектов по совершенствованию производственной системы ОАК сразу в двух номинациях — «Проектирование, конструкторское сопровождение, летные испытания» и «Быстрый эффект».

Завод «Сокол» выполняет функции авиаремонтного предприятия в составе Объединенной авиастроительной корпорации, занимаясь в том числе модернизацией истребителей-перехватчиков МиГ-31. Вот с ними-то и вышел конфуз: несмотря на разработку новых деталей в соответствии с конструкторской документацией результаты не всегда соответствуют заданиям по габаритам и допускам — то компоненты не встают на место, то технические отверстия не совпадают. Как такое может быть? Причина якобы заключается в том, что сами ремонтируемые машины не вполне соответствуют серийной документации из-за погрешностей при первоначальной сборке, длительной эксплуатации и многочисленных предыдущих ремонтов. Другими словами, где-то что-то стряпали на коленке, а рецептуры в документах нет. В итоге примерно каждая пятая вновь разработанная в ОКБ и изготовленная на заводе деталь требовала переделки из-за несовместимости.

«Получалось, что мы детали разработали, изготовили, время и деньги потратили, а установить их нет возможности. Я стал искать способ, как можно решить проблему выявления несоответствия еще на этапе проектирования. Пришел к выводу, что помочь здесь может 3D-прототипирование», — рассказывает Алексей Ленкин.

Штучная себестоимость неподходящих деталей составляла от двух до 78,5 тысяч рублей, а чтобы довести их до кондиции зачастую приходилось переделывать одни и те же изделия по два-три раза. Но, как говорится, семь раз отмерь и один отрежь, а если с измерениями что-то не ладится, то почему хотя бы не сделать дешевые прототипы для примерки, а потом уже браться за производство дорогих конечных изделий? Старая конструкторская документация на МиГ-31 не оцифрована, потому что самолеты запустили в производство еще в середине семидесятых, а сняли в начале девяностых, зато все новые детали для модернизации самолетов проектируются с применением САПР и доступны «в цифре». Бери и печатай!

Печатает Алексей на дешевом китайском 3D-принтере, заказанном на AliExpress за шестнадцать тысяч рублей. Судя по всему, это аппарат под брендом iFancyBox или нечто подобное, хотя для авиастроительного проекта прямо-таки напрашивался аналогичный «Летающий медведь». Себестоимость 3D-печати прототипа прокладки примерно в семьдесят раз ниже стоимости конечного изделия, прототипа кронштейна сигнализатора замка основной опоры шасси — почти в двести раз, а прототипа рычага на иллюстрации ниже — в 550 раз. И это все без учета экономии времени и ручного труда вместо бесконечной переделки и подгонки методом тыка.

«Теперь примерку деталей производит сам конструктор с помощью цеховых рабочих. Это удобно, поскольку сам конструктор сразу видит несоответствия, если такие выявляются при примерке напечатанного прототипа. Конструктор сразу может замерить отклонения и решить что нужно поправить», — поясняет Алексей.

Суммарные затраты на изготовление сорока двух деталей, ошибки в конструкции которых были выявлены только после изготовления первых образцов, составили почти один миллион рублей, тогда как на прототипирование ушло чуть более двенадцати тысяч рублей, плюс затраты на приобретение 3D-принтера и расходных материалов. Затея окупилась практически с первого же напечатанного прототипа. Общая экономия затрат на исправление ошибок с помощью 3D-печати составляет порядка 98,7 %.

«Это один из проектов, который дает каждому из нас возможность подтвердить тот факт, что и один в поле воин в части, касающейся приложения своего интеллекта для решения конкретной задачи. В данном случае это была интересная инженерная задача. Пусть это частная задача, и ее решение, к сожалению, не может быть применено в крупносерийном производстве, но вместе с тем это было блестящее решение узконаправленной задачи, и из решения таких узконаправленных задач и получается в целом большой успех», — прокомментировал итоги конкурса заместитель генерального директора ОАК по производству и техническому развитию Сергей Смирнов.

А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

28
Комментарии к статье

Комментарии

23.12.2019 в 17:35
8

Печатает Алексей на дешевом китайском 3D-принтере, заказанном на AliExpress за шестнадцать тысяч рублей.

Странно, что он Пикассо не выбрал.

Хотя нет, не странно. Видимо он принтер для работы брал, а не для посношаться.

23.12.2019 в 20:23
3

Да кто ж ему даст? Наверное, за свою зарплату купил. К бабке не ходи.

p8u
23.12.2019 в 21:51
0

Кто авторучки да писчую бумагу, а кто принтера за свой счет... вот так на нас и начинают наживаться, а потом еще на коррупцию жалуемся - сами виноваты... Хотя сам такой. Тоже на своем принтере печатаю по работе, но не просто так :)

puh
24.12.2019 в 05:29
2

Говорите за себя, а не за всех.

Меня, например, никто на работе ничего не заставляет покупать за свой счёт и никто на мне не наживается.

24.12.2019 в 08:36
0

Извините, о Вас забыл. 

23.12.2019 в 20:56
0

Собственно узнал принтер с первого взгляда, сам такой дома держу, с момента покупки уже три года как..

https://3dtoday.ru/blogs/morpheus63/overview-corexy-from-dximage

24.12.2019 в 07:17
0

ага. Хорошая конструкция прям с завода

25.12.2019 в 06:59
0

Ха, посмеялся. Действительно качество пикасо уступает большинству дешевых принтеров из Китая

30.12.2019 в 16:46
0

Так он по любому на свои деньги всё покупал. А не через тендер.

Хорошо хоть задним числом денег ему подгонят а не просто красивую грамоту.

23.12.2019 в 17:38
1

Ремонт дело тонкое. Сам пока движки чинил таких чудес насмотрелся. Тут дело не только в том что где-то что-то на коленке делали, во-первых неравномерный износ приводит к сильным изменениям формы деталей в следствие перераспределения внутренних напряжений. А так же допуски к дальнейшей эксплуатации некоторых деталей, по ПДКК завода, находящихся в пограничном со списанием состоянием. 

23.12.2019 в 18:17
1

Перебор с секретностью  - на фото ни одной задачи не решаемой без принтера. Если дело дойдёт до таких ремонтов при условии постоянной эксплуатации в аппарата в боевых условиях, то на фото изображено только ослабление обороноспособности.

24.12.2019 в 06:53
0

Вы имеете ввиду что не смогут отремонтировать при посадке без транспортировке на завод?

Так Вы сильно отстали.

Принтеры уже пехоте поставили для печати и ремонта БПЛА, еще к конце прошлого года.

А снабдить ремонтную бригаду уже закладывают.

Процессы идут.

Конечно заокеанские уже во всю используют последние четыре года... у нас как обычно сильно отстают...

25.12.2019 в 18:30
0

Вы имеете ввиду что не смогут отремонтировать при посадке без транспортировке на завод?

Я имел ввиду, что военные условия сильно отличаются от гражданских. Если возить с линии фронта, где находится боевая часть,  до завода на ремонт - это ещё одно послабление обороноспособности.  В теме -

 повысил обороноспособность страны....

. Бригада привязанная непосредственно к боевой части - уже точно должна знать все способы для того, чтобы снять размеры, как минимум в описанных где-то инструкциях. Так-же как сварщику если нужно посмотреть расшифровку - он идёт и читает толмут, который лежит в цехе, и в его толмуте расписано любое обозначение шва. Так-же и там, когда речь идёт о ремонте конкретного изделия - там уже давно расписано то, как снять размеры, даже самые сложные по геометрии.


Не ну может конечно я отстал от жизни сильно, и самолёт прямо телепортируют с места расположения военной части, где находится обслуживающая бригада, прямо на завод.

23.12.2019 в 17:39
1

Заголовок, конечно, разжигающий)

А задача решена инженером грамотно и дёшево.

24.12.2019 в 07:52
0

И за свой счет. Государству двойной профит.

24.12.2019 в 10:44
4

Вот нытики достали. К слову:

1. Конструктор на ВПК не жалуется на зп, иначе бы там не работал. Конструктора нужны везде и не просто так на ВПК, если этот ВПК хоть что-то реально полезное производит и руководство не совсем долбоящеры - 80-150 з.п. От уровня конечно, но это вполне приличные деньги для тех мест, где эти заводы стоят. Знаю не по наслышке. 

2. "Свой счет" он такой себе. Парень провел НИОКР, сейчас если вопрос заровняли на уровне руководства то опишет проект и появятся там купленные за [очень много денег] принтеры. Китайщины там не будет от слова совсем.

3. Кончайте ныть, реальность давно изменилась.

24.12.2019 в 11:14
2

На зарплату никто никогда не жалуется. Ни врачи, ни учителя, ни шахтеры. Работают, даже если её не платят по пол года. Реальность, она такая.

24.12.2019 в 11:51
0

Вы в ВПК работаете? 

24.12.2019 в 12:21
0

Я нет. А Вы с какой целью интересуетесь?

30.12.2019 в 16:53
0

Будущее наступило конечно но не у нас.

 Я вот бывал на подобных заводах и зарплата инженера там около 40К (это ещё налоги надо вычесть).

И так почти на всех оборонных заводах города.

Есть конечно и исключение. Но чтобы там получить повышение с монтажника или придти на должность надо дождаться пока предыдущий умрёт. И это не метафора. Так и будешь 15 лет гайки крутить и провода в разъёмы паять и никакого развития.

На счёт руководства и его антропоморфности не знаю  - не видел, но похоже их интересует только успеть заработать пока новый министр своего друга вместо него не поставил.

30.12.2019 в 17:34
0

Может где то и так. Мои 7 оборонок (где я работал) от Владивостока до Калининграда картинку другую показывали

23.12.2019 в 18:19
1

Потихоньку весь МиГ-31 в SW перерисует и уже без печати детали можно будет проверять, переделывать, да подгонять :)

24.12.2019 в 10:41
2

Не перерисует. Устанет. Я знаю о чем говорю. Маленькую MP-123 устали перерисовывать... 

30.12.2019 в 16:55
1

Это точно. там стадо девочек чертёжниц надо. А ещё детали от серий и годов выпуска менялись и не всегда это отражали в архивной документации (а не той что для слесаря).

30.12.2019 в 17:36
0

А ещё михалыч в 3ем цеху её точит по иначе. Но он единственный токарь нормальный - пол производства под него переточено. 

23.12.2019 в 18:46
3

моя доработка, своей копейки 72 года, вначале напечатал (пару раз перепечатывал, даже заводили и первые тесты делали :) ), а далее чеканка и аргон :)

23.12.2019 в 21:20
0

:) у вас ремень на компрессор с перекосом :)

23.12.2019 в 21:22
1

ракурс такой :) , уже всё давно на ходу.

23.12.2019 в 18:47
1


23.12.2019 в 18:47
1


23.12.2019 в 19:11

Комментарий удалён

23.12.2019 в 21:49
1

вывод: 
для авиационной промышленности не нужны принтера по заоблачным ценам... 

23.12.2019 в 22:15
1

ты, только что, лишил несколько семей дохода :))))

24.12.2019 в 06:56
0

Точней так, если ты имеешь соответствующие образование, навыки и опыт то да, но для большинства станки и за большие деньги не будут работать стоит только дать задачу выходящую за стандартную настройку производителя.

23.12.2019 в 23:02
1

а что революционного то?  Вроде 3д печать именно для этого и предназначена,  другое дело что барыгам на верху,  то бишь руководству это не нужно.  Экономить они вообще не привыкли и им на это наплевать. А рядовые что-то выдумывают,  мучаются)))  

23.12.2019 в 23:07
1

В первый раз вижу  компрессор-таз. Я так понимаю , проделанная работа тоже достойна статьи на профильных сайтах . Или это секрет?

23.12.2019 в 23:37
2

вообще не секрет - весьма известная машинка (пилим с корешем, нивка моя) , уже на российских номерах (Севастополь :) )

https://www.youtube.com/watch?v=lef_6bQ1ICY

Копейка с жидкостным итеркулером 204 лошадки , 260 момента

Нивка воздушный кулер 150 лошадок, 220 момента, коробка автомат 5hp18 (бумер), полностью независима подвеска на раме.

 обе на  компрессоре eaton 62

24.12.2019 в 01:37
0

Копейка с жидкостным итеркулером 204 лошадки , 260 моментаНивка воздушный кулер 150 лошадок, 220 момента,

А как с этими моментами справляются родные? привода, шрусы, карданы ?

puh
24.12.2019 в 01:42
0

на копеосе достаточно обваренного чулка (в срыв уходит раньше "хрусь" :) ), на ниве впереди червячная блокировки и ауди 100 шрузы, сзади блокировка  + шрузики и ступицы 530 БМВ

puh
24.12.2019 в 01:43
0

просто взял всё от матёрых моноприводов :)

24.12.2019 в 01:49
0

А я грешным делом подумал что на стоке :)

puh
24.12.2019 в 01:51
0

так я ж вроде писал, Нива полностью независимая подвеска 

puh
24.12.2019 в 01:48
0

забыл, сорри везде карданы на шрузах, в копейке ауди, нива родные с изменённой длиной (селектор роздатки - роботизированный :) 

06.01.2020 в 19:16
0

Извините, конечно, но "ШРУС" - шарнир равной угловой скорости.

23.12.2019 в 23:12
0

очень глупый вопрос - а разве нет 3д моделей современной техники ?

или ее по прежнему аналогово рисуют ?

если есть модели - то откуда 3-5 подгонок

23.12.2019 в 23:55
1

На этот глупый вопрос есть ответ в статье :)

24.12.2019 в 02:06
0

…гладко было на бумаге.

Модели могут быть сколько угодно, а с реальным чугунием они не совпадают.

24.12.2019 в 10:51
2

Это то же бред сивой кобылы. 

Конструирование выглядит так:

Конструктор рисует и отдает на прототипирование. В идеале по дороге это смотрят материаловед и технолог. Они могут завернуть и предложить "соптимизировать". Потом прототип. Если бы это была 3д модель собранная то там как раз просто - нужна прокладка - смоделировал. Но на практике и бумажных чертежах все в голове конструктора. 

После прототипа который устроил конструктора, материаловеда и технолога идут приемные испытания (их там тьма, как внутренних так и внешних). И вот все это время делают раз за разом новые прототипы. И только утвержденную деталь или ДСЕ уже передают на приемку прибора или сборки. И там опять та же конетель. 

24.12.2019 в 10:47
2

Нет 3д моделей. Потому что большая часть берется со старых чертежей, которые уже ветхие но есть. 

Самый страшный сон любого КБ или завода - человек с зажженной сигаретой в архиве. 

24.12.2019 в 14:07
0

Современная техника идёт сразу в 3д. Когда работал на мс21 - КБ разрабатывает 3д модели, а эскизы делают технологи для техпроцессов. Чертежей нет вообще. 

Но нельзя сказать что это панацея от ошибок. Такая процедура хороша только для инженеров, пишущих проги для чпу станков, потому что сразу детали в 3д. Но в сборках количество ошибок просто катастрофическое. Раньше чертежи как-то внимательнее проверяли. 

23.12.2019 в 23:24
4

Вот у нас случай был, хитрый редуктор итальянский, модуль нестандартный. ПТО смоделила шестерню, я напечатал почти пустую (быстрее так), принёс, примерили, выяснили все детали и потом уже норм. Чертёж отдали ЧПУшнику. редуктор трудится и всем хорошо, мне интересно, а им экономия. 

Так что в производстве нынче 3Д печать ох как актуальна.


24.12.2019 в 01:33
0

Одно небольшое НО! - В негоскорпоративном производстве.

puh
24.12.2019 в 10:51
0

Да  с чего бы? (ред. модератора)

24.12.2019 в 11:17
0

Имелось ввиду "производство", где считают сальдо в "конвертах". Не хочу углубляться в политику.

Ей Богу позор, такому предприятию, где сотрудники своими силами и скорее всего за свой счёт (даже если и нет) Внедряют хай-тек... Да ещё и в таком где прибыли заоблачные.. Это индикатор, который однозначно указывает на приоритеты руководства.

puh
24.12.2019 в 15:58
0

Ей Богу позор, такому предприятию, где сотрудники своими силами

Хм, человек придумал как сделать свою работу эффективнее и выгоднее. Человека отметили и поощрили. Его коллеги, которые сидели на жопе ровно и ждали дядю, который придет и расскажет, как надо и как лучше, так и сидят...  где позор то?

24.12.2019 в 16:24
0

И прям сразу отдел новый организовали, оборудование нормальное закупили, эффективность ведь, экономия нешуточная? Человеку премию хорошую прям дали?

24.12.2019 в 04:53
0

новость хорошая, прогрессивная. 

В наступающем 2020 году можно пожелать авиазаводу приобретения сканнера для реверсинжиниринга. Это сделает подгонку еще удобнее.

24.12.2019 в 07:01
0

Пока сканеров нет таких.

Быстрей штангелем измерить и начертить.

24.12.2019 в 07:55
0

Это типа что - свои же самолеты реверсинженерить? :)

24.12.2019 в 10:43
0

прямо же написано - температурные деформации такие что по факту в допуски ведро со свистом пролетает :)

21.01.2020 в 12:28
0

Не только допуски.

Я работал в том ОКБ. Например, требуется выполнить изменение чертежа, в связи с заменой комплектующего, улучшайзингом или устранением ошибки, не важно. Если делать все по ГОСТ, то на заводе №21 для этого требовалось 48 подписей и времени год. Для ускорения процесса выпускали еще и "Предварительное Извещение об изменении чертежа". Его подписывали у 5 руководителей и запускали в производство, а "Извещение об изменении" своим ходом ходило по заводу, как положено.

И ГОСТ соблюден и актуальность на высоте. Но то были мутные времена, 90-ые. Основное Извещение об изменении то ли потеряли, то ли люди уволились, а новые не разобравшись аннулировали. В итоге - есть уникальная деталь изготовленная по Предварительному извещению, которое само после изготовления ушло в мусор, а документации нет.

24.12.2019 в 11:35

Комментарий удалён

25.12.2019 в 15:25

Комментарий удалён

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

как я принтер модернизировал....

ROKIT‌ ‌Healthcare‌ ‌разрабатывает‌ ‌новый‌ ‌метод‌ ‌3D-биопечати‌ ‌для‌ лечения‌ ‌поражений‌ ‌кожи‌

Покупка б/у принтера PRUSA I4

Моя первая печать миниатюр

Мой первый 3d принтер

Marlin 2.0 для Anet E16