ESA испытало 3D-печатную камеру сгорания двигателя для модернизированных ракет Vega
Европейское космическое агентство (ESA) провело первый цикл огневых испытаний 3D-печатной камеры сгорания метан-кислородного двигателя M10, разрабатываемого для новых поколений легких ракет-носителей Vega.
В текущей версии ракеты Vega используют три твердотопливные ступени и одну с жидкостным ракетным двигателем. Твердотопливные ступени производятся итальянской компанией Avio S.p.A., а верхняя ступень оснащается двигателем РД-843, разработанным в КБ «Южное» по заказу Avio c производством на заводе «Южмаш». Эти силовые установки созданы на на базе двигателей межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования Р-36М «Воевода», получивших за рубежом прозвище «Сатана».
В 1991 году, после подписания договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), половину Р-36М сняли с дежурства, после чего Украина и Россия запустили совместную конверсионную программу «Днепр» по переоборудованию межконтинентальных ракет в легкие носители, а управляющий жидкостный двигатель боевой ступени РД-869 приглянулся разработчикам ракет Vega, и на его основе создали РД-843 специально для Европейского космического агентства. В период с 2012 по 2019 год осуществлены пятнадцать запусков, в том числе один неудачный. Причиной аварии назвали разрушение второй твердотопливной ступени.
Что касается РД-843, главная проблема с этим двигателем с точки зрения эксплуатантов заключается в использовании токсичного топлива — смеси несимметричного диметилгидразина и тетраоксида диазота. На cмену РД-843 компания Avio готовит более экологичный метан-кислородный двигатель M10. Новые силовые установки планируется использовать с 2025 года, после завершения конструкторских работ, испытаний и сертификации. Конструкция M10 предусматривает возможность повторных запусков и регулировки давления ради более экономичного расхода топлива.
Опытная камера сгорания изготовлена с применением технологий 3D-печати, позволивших реализовать более сложную внутреннюю геометрию с повышением эффективности охлаждающих систем, а также снизить количество компонентов в сборке с вытекающим снижением производственных издержек. Последний фактор играет особо важную роль, так одна из главных задач проекта — повышение конкурентоспособности ракетного комплекса на международном рынке.
Первые огневые испытания 3D-печатной камеры сгорания прошли в США, в центре космических полетов NASA имени Джорджа Маршалла. Всего осуществлено девятнадцать запусков общей продолжительностью в семь с половиной минут. Полученные данные позволят оптимизировать конструкцию дорабатываемого двигателя. Первые испытания M10 в сборке предварительно намечены на конец текущего года. Сертификационные наземные испытания запланированы на 2024 год, а с 2025 года двигатели начнут устанавливать на ракеты-носители Vega.
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Еще больше интересных статей
Ученые ВолгГТУ разрабатывают новые фотополимеры для прецизионной 3D-печати
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Костромская компания использует 3D-печать в судостроении
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Конкурс! Отдадим новенький 3D-принтер и ящик филамента в хорошие руки
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Комментарии и вопросы
Я понял смысл. Но там такой за...
Кстати, да! Похож!
Двигатель ещё остался
Спаситепомогите, это уже не эх...
Такое впечатление, что у прюша...
Вот такие «лесенки» появляются...
Отслайсил модель в Cura закину...