3D-печать помогает людям с ограниченным зрением наслаждаться живописью

Подписаться на 3Dtoday
news
Идет загрузка
Загрузка
17.03.15
2539
0
Искусство и развлечения
0
В мадридском Национальном музее Прадо можно увидеть знаменитую картину художника эпохи Возрождения Антонио де Корреджо «Не прикасайся ко Мне». В основе картины лежит библейский сюжет, описывающий первое явление Христа после Воскресения. К сожалению, как и со всеми шедеврами мастеров живописи, название картины можно воспринимать во вполне прямом смысле. Но зачем касаться картин? Все очень просто: не все из нас обладают зрением, позволяющим оценить всю красоту таких произведений.
1.jpg
Но, как оказывается, даже незрячие люди имею возможность насладиться живописью. Музей Прадо стал инициатором прекрасной инициативы по 3D-печати реплик экспонатов со всего мира, выполненных в рельефной форме, что позволяет распознавать штрихи кисти кончиками пальцев. Программа находится в ранней стадии имплементации: на сегодняшний день в рельефном варианте доступны лишь шесть картин из коллекции музея, включая, по иронии судьбы или же благодаря юмору создателей, «Не прикасайся ко Мне».
7.jpg
Дабы посетители могли получить полную «картинку», кураторы музея продублировали и тексты с описаниями картин и их истории с помощью тактильного шрифта и аудиозаписей. Предсказуемо, новая экспозиция встретилась с немедленным энтузиазмом среди жителей Мадрида. Как рассказал 56-летний Хосе Педро Гонсалес, потерявший зрение еще в юности, «это необыкновенное ощущение. Я могу почувствовать каждую маленькую деталь картин пальцами». Андрес Отео тоже благосклонно отозвался о новой идее: «Исполнение реплик позволило мне воссоздать в уме картины простым касанием». А Росио Фернандес осталась довольна выставкой, несмотря на то, что она совершенно не способна различать цвета: «Я могу чувствовать неровности кожи, волоски бород и даже распознавать удивление на лицах персонажей картин».
2.jpg
Среди других работ, уже выполненных в рельефном виде, знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Зонтик» Франциско Гойя, один из натюрмортов Хуана ван дер Амена, «Аполлон в кузнице Вулкана» Диего Веласкеса и «Рыцарь с рукой на груди» за авторством Доменико Теотокопулоса (он же «Эль Греко» или «Грек»). В общем и целом, шесть жемчужин мирового культурного наследия, и это лишь начало.
3.jpg
Стоит отметить, что это далеко не первый пример создания экспозиций для людей с плохим зрением или полным его отсутствием. Схожие выставки, состоявшие как из специальных картин, так и скульптур, проводились в Метрополитен-музее Нью-Йорка, лондонской Национальной Галерее, парижском Лувре, галерее Уффици во Флоренции и в других музеях. Но у мадридской экспозиции есть одна изюминка: картины выполнены не просто рельефными, но и цветными. Создатели объясняют такой курьезный подход попыткой улучшить восприятие посетителей, ведь картины предназначены не только для слепых, но и людей с частичной потерей зрения, неспособных различать мелкие детали, но вполне способных различать цвета.
4.jpg
В создании уникальных композиций музею помогла компания Estudios Durero из города Бильбао. Для реализации проекта компания разработала специальный метод аддитивного производства под названием «Didu», использующий фотополимерные «чернила» для воссоздания рельефа. Как и следует ожидать, такой метод печати достаточно дорог, со средней стоимостью одной картины в $6 680 per replica. Кроме того, в процессе печати некоторые картины были уменьшены в размере, как для экономии, так и для удобства посетителей, ведь ощупывать полутораметровый экспонат не так уж и удобно. Максимальный размер картин, таким образом, был ограничен 120 сантиметрами.
5.jpg
Основываясь на высококачественных фотографиях картин, создатели выделяют участки, требующие большей или меньшей рельефности для полноценного восприятия. «Мелкие детали могут показаться незначительными на первый взгляд, но именно они могут быть наиболее важными при касании», – рассказывают создатели. «После сорока часов работы над каждым изображением рельеф и текстура печатаются с помощью специальных чернил. После этого двенадцать часов уходят на химическую обработку чернил с целью придания необходимого объема изначально плоской поверхности. Сами же чернила подбираются в соответствии с оттенками на оригинальных картинах, а реплики подгоняются под удобный для касания руками размер. Получаемые реплики имеют высокую визуальную схожесть с оригиналами, но при этом обладают рельефной поверхностью, позволяющей оценить рисунок на ощупь».
6.jpg
Выставка стала результатом сотрудничества с ONCE – испанской организацией, представляющей интересы и помогающей с трудоустройством людям с ограниченным зрением. Но, вполне неожиданно, выставка стала весьма популярной и среди зрячих посетителей, готовых к новым ощущениям в самом прямом смысле. Среди них и куратор музея, Фернандо Перес Суэскун, описавший курьезный случай: «Один из наших слепых посетителей спросил меня, какого цвета глаза у рыцаря на картине Эль Греко, и мне пришлось проверить. Удивительно, но все эти годы я не замечал такие детали».
Подписаться на 3Dtoday
0
Комментарии к статье

Комментарии

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

3D-печать помогает людям с ограниченным зрением наслаждаться живописью