3D печать для ювелиров, любимый воск или фотополимер? Что лучше?

avtozavod
Идет загрузка
Загрузка
24.07.2016
23720
15
печатает на ProJet 3500 CPX Max
3D-печать

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

14
Статья относится к принтерам:
ProJet 3500 CPX Max Perfactory 3 Mini Multi Lens 60
Эту статью мне хотелось написать очень давно и также очень хочется ввести в курс дел ювелиров, которые ещё не сталкивались с обработкой литья после литья фотополимера.

Сегодня 3д-печать стала неотъемлемой частью ювелирного дела. Именно 3д-технологии позволяют нам воплощать в жизнь безграничные желания клиентов)

Процесс воплощения из картинки или идеи в 3д-модель описывать не имеет смысла, разговор ведь совсем не об этом).

Сейчас мы сопоставим все факты, все плюсы и минусы использования 2-ух способов печати. 3Д-ПЕЧАТЬ из ВОСКА и ФОТОПОЛИМЕРА. Мы будем сравнивать 2 наиболее распространённых на рынке: воск VisiJet Hi-Cast от компании 3D Systems и фотополимер Epic от компании Envisiontec.

Итак, первым и наиболее важным фактом выдвигаем качество получаемой после печати 'восковки'

Тут конечно многое зависит от принтера, на котором мы печатаем модель ( в нашем случае это 3D-принтер ProJet 3500 CPX Max (печать из синего воска) и 3D-принтер Perfactory 3 Mini Multi Lens 60(печать из фотополимера)) пожалуй, по качеству поверхности напечатанного прототипа с большим преимуществом выигрывает фотополимерный принтер, НО в любом случае на поверхности будут следы после удаления поддержек, а на восковом проджете мелкая сыпь или 'зерно'.

По первому пункту счёт 1:1

Вторым пунктом сравнения, в силу довольно большого опыта работы с тем и другим материалом, мы выдвигаем ПРОЧНОСТЬ получаемой 'восковки'.

В этом случае воск однозначно проигрывает! Во-первых, тоненькие крапана, изящные тонкие фигурные и тому подобные модели могут сломаться при размывании поддержек, при транспортировке, при пайке литников и при сборке 'елки' вот сколько опасностей ждет хрупкую восковку и человеческий фактор может сыграть свою коварную роль! В этом нет ничего сверхъестественного, а сроки-то горят обычно.) Во-вторых, те у кого сроки не горят, и те кто решил вырастить заранее, вероятность того, что отливка не получится возрастает ещё больше из-за того, что воск высыхает и становится ещё более хрупким.

Фотополимер же имеет в этом плане огромное преимущество! Он не высыхает, имеет упругую структуру и поэтому не боится транспортировок и долгого хранения.

По второму пункту 1:2 в пользу фотополимера

Третьим фактором в сравнении первого и второго материала является ЦЕНА. Иногда она становится решающим фактором в выборе того или иного способа прототипирования. Подробнее...

В 90% случаев выращивание модели в воске будет дороже, ибо расчёт идет в специальной программе по часам, а не расходу материала. Рыночная цена на выращивание в воске на данный момент колеблется в пределах 150-230 руб./час.

Фотополимер обсчитывают чаще всего по объему или количеству расходуемого материала (цены от 850 до 1600 руб./см3).

Так одно колечко

может обойтись в воске в 1050 - 1600 руб. и в фотополимере в 160 - 320 руб.

По третьему пункту 1:3 в пользу фотополимера

Самое вкусное напоследок: КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ ПОСЛЕ ЛИТЬЯ.

Тут воск выигрывает по нескольким причинам: стандартный цикл литья, маленький процент непроливов, качество литья в целом лучше.

Что касается фотополимера, то литьё происходит по нестандартому циклу, отливки часто с облоем, больше пор.

Но не забываем про качество поверхности самой восковки, друзья)

По четвёртому пункту очко в пользу воска и счёт - 2:3

Выигрывает фотополимер, но это сухие цифры! Факты остаются фактами.... большинство ювелиров работает с воском.
Пример литья по прототипам, напечатанным из фотополимера
Одна палочка треснула, пришлось подпаять, благо эти фотополимеры не рассыпаются в руках, как некоторые восковки!
Неудачно расставленные поддержки на серьге. Модель умерла при их удалении :(
Данный крест делали специально под эмаль, поэтому его печатали, если бы эти плоскости внутри нужно было обрабатывать однозначно печать не подошла бы.
Кольца после печати в воске и после литья в белом золоте. Даже после галтовки поверхность колец остаётся матовой и на ней видны шероховатости или 'сыпь', на обработке ювелиру придётся уделить труднодоступным местам особое внимание.
На девочке (белое золото) виден облой + сзади поверхность усыпана следами от поддержки, которые придётся шлифовать. при ближайшем рассмотрении на мальчике видна 'сыпь' на поверхности - это прелести печати в воске.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

14
Комментарии к статье

Комментарии

24.07.2016 в 11:25
0

Интересная статья. А причина появления 'сыпи' на воске ясна ?
Не пробовали более дешёвые полимеры для литься (от фантуду, старлайт, макерджус) по сравнению с полимером от энвизионтек ?

24.07.2016 в 12:20
1

Думаю, причина сыпи на воске в том, что технология - MJM, т.е. наслоение идет каплями, тут уже размер зерна зависит от диаметра капли. Но на фотополимерной печати есть еще один фактор - поддержки, в воске можно распечатать любую геометрию, т.к. печать идет  с помощью 2х материалов, а в фотополимере неверно расставленные поддержки губят рост, плюс на сложных геометриях, нависающих элементах, больших плоскостях у фотополимера всегда проблемы, и частенько вылазят артефакты(смещения), тогда как в воске этих проблем нет. Так что думаю счет 3-3:)

24.07.2016 в 20:17
0

в случаях с геометрией проигрывают оба варианта:)тут на помощь приходит ЧПУ фрезеровка по воску)

24.07.2016 в 13:15
1

Я, так полагаю, конторам, занимающимся восковками, лучше иметь обе технологии  под рукой?

24.07.2016 в 19:53
1

Да. 
А лучше всего присмотреться к машинам от SolidScape (ныне под крылом Stratasys). Качество восковок, получаемых по технологии SoliScape вызывает 'слезы зависти' у 3D Systems с их CPX Max :D

24.07.2016 в 20:16
1

Да, солидскейп круче чего угодно по качеству печати.
Но есть подводные камни:
1) Печатает очень долго. Может сутки большое кольцо печатать.
2) Цены на воск вряд ли лучше чем у 3D Systems.
3) Печатающие головы подручными средствами не реанимировать, как на fdm. Если сильно забьется и сломается, то покупать за тысячи долларов придется.

24.07.2016 в 20:46
0

Полностью с Вами согласны)

24.07.2016 в 20:50
0

Солид подходит для небольшой мастерской, которая печатает пару-тройку изделий в день, не более того. Ну а мы ждём от 3д системс улучшений)

24.07.2016 в 21:25
0

Ну, тут каждому свое. Кому-то важен эксклюзив и исключительное качество, а кому-то серийное производство ;)

24.07.2016 в 20:47
0

Конечно, располагать обеими технологиями это преимущество. Тем более, почти к каждому изделию должен быть индивидуальный подход, что -то не имеет смысла печатать в фотополимере, что-то кусается по цене в воске итак далее, нюансов тысяча.

24.07.2016 в 20:03
0

Интересно, а почему ювелиры до сих пор готовы платить больше 1000 рублей за грамм восковки?
Сейчас можно вырастить из выжигаемого полимера и на дешевом принтере. В ущерб качеству, конечно, но зато в разы дешевле получится. Не говоря уже резке на ювелирном фрезере, где материал вообще сущие копейки стоит по сравнению с 3д-печатью.

24.07.2016 в 21:19
1

Вот готовы и всё тут) когда на рынке появился литьевой фотополимер в несколько раз дешевле воска, мы отработали технологию его литья и буквально начали навязывать людям выращивать именно в нём, в итоге они начали приносить в литьё восковки выращенные в других местах. Плюс люди со своими литейками либо не могут его нормально отлить, либо приходят к выводу, что литьё фотополимера выходит в копеечку, ведь цикл нестандартный и есть свои нюансы.

25.07.2016 в 11:41
0

Отличная статья! 
Хотелось добавить, что фотополимерный принтер следует использовать для тонких, филигранных изделий, с которыми чпу просто не справится. Конечный вид таких изделий привлекательнее и интереснее. Простые изделия естественно выгоднее фрезеровать. Если есть у кого фото фрезерованных изделий, выложите, сравним с напечатанными. Фото печатных с меня.

25.07.2016 в 20:10
1

Вот несколько отфрезерованных восковок. В данных фотографиях отражены случаи, когда печатать такие изделия просто не имеет смысла (кольца не для эмали, поэтому углубления должны быть гладкие).

26.07.2016 в 09:30
1

Несколько фото напечатанных изделий, материал воскоподобный EPIC, машина Perfactory Mini
Для сравнения: 

Возможно ли изготовить такие модели на чпу? Сколько времени потребуется и какова будет цена? 

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Проводка Косы

Пластик PETG от FDPlast. Исследование усадки.

Когда срочный заказ, а времена ждать нет.

Паутина на Эндоре

Стол 300х300 на одном ремне без редуктора.

Диорама по вархмамеру.(Wip)