Делаем силиконовую форму «Олимпийский мишка» для литья шоколада с помощью 3D печати.

anide
Идет загрузка
Загрузка
05.07.2019
3390
24
печатает на RepRap
3D-печать

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

39
Всем хорошего настроения друзья! Сегодня я хочу поделиться своим опытом по созданию силиконовой формы для литья шоколада на основе 3D печати.

Как это делается...



1) Проектируется в трехмерном редакторе мастер-форма для литья силикона и печатается на 3D принтере (самый интересный этап).

2) Все детали мастер формы обрабатываются напильником или бормашиной для придания гладкости форм (самый каторжный этап).

3) Затем мастер форма заливается пищевым силиконом и он застывает (самый волнительный этап).

4) В силиконовую форму заливается шоколад или тесто для выпечки (самый вкусный этап).

Итак, начнем с проектирования мастер-формы для литья силикона. Сначала создаем в 3D редакторе ту фигурку, которая у нас должна получиться на выходе в виде сладости. У меня это фигурка олимпийского мишки.
Можно еще сделать шоколадную плитку, в качестве другого примера.
С лицевой стороны эта фигурка рельефная, с задней гладкая и плоская. Именно такая должна получиться шоколадка.

В силиконовой форме этот объект должен быть вогнутым, чтобы налитый шоколад или тесто получился копией нашей модели. На одной форме у нас будет три вогнутых олимпийских мишки, соединенных друг другом по верху силиконовыми слоем в 2 мм. Еще в этой форме должны быть края миллиметров 10, чтобы легче было за них брать и переносить ее.
Поэтому проектируем фигуру, похожую на подносик, с высотой бортиков 2 мм, на котором разместятся все три олимпийских мишки. Расстояние от каждой фигурки медведя до бортиков где-то 10 мм.

Силикон, залитый до края этих бортиков будет тем самым 2х миллиметровым слоем, который соединяет фигурки и служит для удобного держания формы.
Дальше проектируем верхнюю деталь, которая ложится на подносик и имеет выступы по форме мишек. От самой верхней точки фигуры мишки до самого верхнего края этой детали должно быть расстояние где-то 2 мм — это донышки силиконовой формы.
Если рассмотреть другой пример, с мастер формой шоколадной плитки, то подносик точно такой же, а верхняя часть чуть другая.
Модель мастер формы готова, осталось ее напечатать на 3D принтере.

Но тут возникает вопрос! Фигуры мишек и подносик печатать сразу целиком или по-отдельности, а потом склеивать между собой? Конечно по-хорошему, лучше их печатать сразу, тогда между ними не будет никаких щелей. Но тогда будет очень сложно всю цельную форму обрабатывать напильником. А обрабатывать придется, так как гладкие формы из-под 3D принтера не выходят. Для самого себя можно делать шоколад с шероховатыми поверхностями и не сильно по этому поводу беспокоиться, но если вы делаете на подарок или на заказ другим людям, то обычно, очень ревностно относятся к гладкости форм. Так что постобработка гораздо удобнее, если отдельно напечатать подносик, отдельно три фигурки медведей. Каждую из них отшлифовать, а затем приклеить на нужные места. Это удобно еще и потому, что вся конструкция из подноса и трех фигурок будет печататься несколько часов и если вдруг выключат свет или произойдет еще какой-то непредвиденный сбой, то будет больно и обидно за бесцельно потраченный пластик. А если их печатать по- отдельности, то сбой произойдет на одной детали. Ее перепечатать проще, чем всю конструкцию целиком.
Следующим этапом, как понял пытливый читатель, идет постобработка. Хорошо использовать пластик PLA — он довольно легок в шлифовке. Еще лучше HIPS — его пару-тройку раз потереть напильником и уже все шероховатости сглаживаются. Можно обрабатывать напильником или бормашиной. Фигурки мишек нужно сгладить как можно лучше, а поднос и верхнюю часть, в принципе, можно не обрабатывать, потому, что на шоколадке их гладкость-шероховатость никак не отразится. Тем, кому совсем уж вся форма нужна гладкая, придется потрудиться и над верхней частью. Затем смываем с фигурок пластиковую пыль, которая образовалась при шлифовке. Но этого не достаточно. Все равно мелкие крупинки остаются и если сейчас залить силикон, то в него впечатаются мелкие пылинки пластика. Так что я еще смочила кисточку в ацетоне и промазала все поверхности, которые шлифовались. Ацетон не растворяет PLA или HIPS пластик, но разглаживает их поверхности и склеивает все мелкие частички. А если две поверхности пластика PLA смазать ацетоном, а потом соединить вместе — их больше невозможно разорвать. Так что я воспользовалась ацетоном, чтобы приклеить фигурки мишек на поднос. Затем нужно выждать время, когда поверхности полностью высохнут, а ацетон испарится, промыть все формы еще раз и еще раз просушить.

Третий этап этого процесса — это заливание силикона в мастер-форму.

Силикон я покупала пищевой сертифицированный Пенэласт-750. Он не дешевый, но зато имеет все необходимые документы. С ним нужно купить смазку-воск, для того, чтобы застывшая форма лучше отлипала от пластика. У меня это Пента-126.
Этот силикон состоит из двух компонентов, которые смешиваются между собой в равной пропорции. Затем их нужно интенсивно перемешать в течении 3х минут. По-хорошему, дальше эту смесь нужно поместить в камеру-дегазатор, создать вакуум, чтобы вышли все пузырьки воздуха и потом заливать в мастер-форму. Эти дегазаторы представляют из себя ведро с краном и стеклянной крышкой. Их можно найти в интернет-магазинах и купить. Но у кого этой камеры нет, как у меня, например, тот может прибегнуть к такому способу.

Сначала смешать небольшое количество силикона — по столовой ложке каждого из компонентов и тонким слоем, с помощью кисточки покрыть всю поверхность мастер-формы. Если где-то появятся пузыри, они либо сразу лопнут, либо будут видны, чтобы их убрать. Затем выжидаем 3-5 минут, чтобы тонкий слой слегка схватился.
Cмешиваем еще немного силикона и заливаем его до уровня бортиков.
Ждем еще 3-5 минут, надеваем верхнюю часть мастер формы и закрепляем ее канцелярскими скрепками.

Смешиваем силикон и заливаем его в каждую из трех фигурок медведей до конца бортиков.
Вся эта форма должна застывать где-то сутки, согласно инструкции.

Через 24 часа, мы вынимаем форму, промываем ее. Но процессы окончательного формирования молекулярных связей в силиконе будут происходить еще двое суток. Так что, по-хорошему, использовать форму по назначению можно только спустя три дня после заливки.

Пришло время самого вкусного этапа — заливаем шоколад. Можно купить готовый шоколад и расплавить на водяной бане, но я предпочитаю сделать шоколад самостоятельно из какао-масла, какао-порошка и сахарной пудры. Для белого шоколада используется сухое молоко.
Сначала зальем 50% белый шоколад, затем 60% молочный и, наконец, 75% горький шоколад.
Получились такие вкусные олимпийские мишки.
Еще предлагаю вашему вниманию более подробное видео к статье:
Всем творческих успехов и приятного аппетита!

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

39
Комментарии к статье

Комментарии

05.07.2019 в 21:05
0

Хорошая работа!
Я для выпечки пряников делаю формы. И для карамели.
АБС в этом плане приятнее в обработке. Его проще сглаживать.
Но для выпечки попросили делать ровное дно. Даже если модель в несколько 'этажей'.

05.07.2019 в 22:09
0

Прочитала вашу статью про пряники. Красивые формочки!:) Получается у нас два примера заливки силикона - с камерой для дегазации (как у вас) и послойное нанесение (как у меня). Пусть люди про оба способа почитают!

05.07.2019 в 22:23
0

Спасибо!
Формочки уже года 3 рисую на заказ. И что-то из этого печатаю. 
Про дегазацию мне продавцы силиконового компаунда постоянно повторяют: ну хоть перед заливкой делать надо.
Да и время жизни у компаундов бывает очень короткое. Не всегда есть время выдержать пока схватится тонкий слой.

Если по Вашему подходу делать планшетки, то я бы  сделал литники и заливал бы через них )

06.07.2019 в 07:06
0

Интересно. А при наличии вакуумной камеры я думал что дегазации силикон подвергается уже залитый в форму, а у вас мысль что нужно дегазировать саму смесь до заливки. Как все таки правильней?

06.07.2019 в 10:12
0

Дело в том, что при вакуумировании смесь как бы 'кипит' и ее объем может увеличиться в 3-5 раз. Если это будет происходить уже с залитым в форму силиконом, то он расплескается и хорошая его часть может вытечь. Так что рекомендуют первое вакуумирование делать в емкости рассчитанной на увеличение объема за счет выхода пузырьков. После заливают в форму. Можно, при желании, вакуумировать еще раз залитый в форму силикон на случай если при наливании попали пузырьки воздуха. Но их уже будет не так много.

06.07.2019 в 13:05
0

Спасибо, многое объясняет мне как к теоретику, готовящему свой первый эксперимент с силиконом.

06.07.2019 в 13:48
2



Тут наглядно показано насколько поднимается силикон при дегазации.

06.07.2019 в 14:10
0

У меня в офисе 2 вакуумные камеры. С технологией знаком. Одна со стеклом, другая с циклами прихода/отхода воздуха:[IMG]http://knifehacker.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_4849.jpg[/IMG]

06.07.2019 в 14:13
0

Круто!
Я банально ящик из ДСП собрал. И сверху кусок акрила, что бы понимать когда заканчивать дегазацию.

06.07.2019 в 14:27
0

ящик из ДСП собрал. И сверху кусок акрила
а фото, видео в студию, посмотреть как из домашних ненужных вещей собрать вполне себе функциональную вещь.

06.07.2019 в 14:46
0

https://3dtoday.ru/blogs/ttnd/casting-silicone-how-i-do-it/- тут есть его фотки.
Дно из 2-х слоев сделал. Что бы был упор боковушкам. И их не втянуло во внутрь.

Расчет конструкции простейший. 

06.07.2019 в 14:35
0

Класс! И я себе не покупаю дегазатор потому, что планирую собрать из всякого хлама ;)

06.07.2019 в 17:31
0

Ну хлам не хлам, а у мебельщиков заказал куски ДСП нужного размера.

06.07.2019 в 14:18
1

У меня в офисе 2 вакуумные камеры.
А похоже на часть самогонного аппарата.... ))

06.07.2019 в 14:21
1

Тоже приходят мысли иногда под настой бражи использовать ))) Основа - емкость под аппараты машинного доения молока - герметизированна на 100пудов!

06.07.2019 в 14:24
0

Плотность соединений нужна до змеевика охлаждения. Что бы ценный продукт не пропадал )))

Вот так плавно и незаметно тема перешла в другое русло )))

06.07.2019 в 14:17
0

Просто как молоко на плите убегает... )))

06.07.2019 в 14:23
0

Ага. Так и есть )
Сначала поднимается густой пеной, а потом выдыхается и падает назад. 

06.07.2019 в 14:26
0

а потом выдыхается
Мне показалось, что оператор при максимальном подъеме смеси сбросил давление, или это не так?

06.07.2019 в 14:43
0

Да. Ему не хватило свободного объема для полного поднятия силикона. Я тоже так делаю. Но выдергиваю шланг )

06.07.2019 в 09:25
0

Года 4 назад делал. Дети с удовольствием их ели.

06.07.2019 в 11:30
0

Там ещё мелодия была, фоновая:

https://youtu.be/SKITX2KLH7U

07.07.2019 в 10:49
0

Спасибо, очень вкусно!!! :)

18.07.2019 в 14:05
0

Что за странный PLA у вас, который ацетоном клеется? У меня наоборот, от ацетона всё становится более шершавым

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Урок Солидворкс для начинающих или как начать моделировать в SolidWorks

Печать пластины из ABS пластика

КОМПАС-3D v18 Home. Основы 3D-проектирования. Часть 16.2 Создание игрушечного паровоза. Отбойник паровоза

Не все китайцы одинаково китайцы

Обзор настольного 3D-принтера 3DGence Double P255

Как выбрать 3D принтер: советы от Сергея Ирбиса