Металл2024 Реклама
Метобр2024 Реклама

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

3DtodayFest
Идет загрузка
Загрузка
04.02.2019
2829
2
Разное

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

9

Главным героем сегодняшнего рассказа выступает Артём Родин — основатель и руководитель студии 3D-моделирования и 3D-печати 3D-EX. А еще Артём — наглядный пример человека, сумевшего не только с нуля построить успешный бизнес в сфере 3D-технологий, но и помогающего таким же энтузиастам как он сам найти свой путь к мечте.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

Студия 3D-EX специализируется на техническом направлении, хотя выполняет и заказы по фигуркам, сувенирам и косплею. Официально предприятие заработало 7 ноября 2017 года, но заблаговременная подготовка и изучение рынка позволили с первого же месяца выйти на хорошие показатели.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

Заказчиками выступают не только индивидуальные инженеры и дизайнеры, но и серьезные отраслевые компании и даже знаменитости: например, команда участвовала в подготовке одного из видеоклипов рэпера Басты, а для Лаборатории Касперского студия 3D-EX вместе с предприятием, специализирующимся на разработке VR/AR-приложений, помогла изготовить интерактивные «фишки», считываемые умным столом (на иллюстрации ниже). На сегодняшний день на предприятии Артёма трудятся три специалиста по услугам и пять преподавателей. Кадры приходят из родного МГТУ имени Баумана и Московского физико-технического института.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

«Я переехал из Нижнего Новгорода в Москву, чтобы учиться на инженера в Бауманке, да так и остался в столице. В жизни я люблю вызовы, люблю большие цели — это мой источник вдохновения. Если я что-то решил, то обязательно этого добиваюсь. Лет десять назад начал увлекаться фотографией и 2D-графикой. Когда в университете начались занятия по инженерной графике и 3D-моделированию, понял — это то, что мне действительно интересно. 3D-моделирование настолько увлекло, что мне дали научную работу, в которой я прокачал навыки конструирования и 3D-моделирования.Создание моделей в свободное время стало приносить средний доход – до двадцати тысяч в месяц. Помимо твердотельного 3D-моделирования я интересовался созданием персонажей, а когда пришел первый запрос на создание 3D-фигурки из Dota 2, пришлось на ходу изучить некоторые нюансы 3D-печати. Параллельно с этим я прошел годовой курс по созданию VR/AR-приложений и получил опыт в полигональном 3D-моделировании, но в этом направлении развиваться не стал.Ключевым событием стала выставка 3D Print Expo, на которую я попал случайно и по чужому бейджу (смеется). Там познакомился с компанией PICASO 3D, и пошло-поехало. Идея своей студии 3D-печати пришла еще в 2015 году: увидел потенциал и начал изучать это направление. Помимо 3D-печати занимаюсь обучением преподавателей, студентов и школьников. Часть времени я делаю это бесплатно, но есть и платные курсы. График уже расписан на полгода вперед. Это стало и моей основной работой, и постоянным источником развития», — рассказывает Артём.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

«По вечерам во вторник и среду веду группы школьников в одном из образовательных комплексов Москвы. В начале года изучаем инструменты 3D-моделирования и основы 3D-печати, а уже во второй половине маленькие специалисты выбирают проект и печатают самостоятельно. Наиболее заинтересованные ребята участвуют в конкурсах и олимпиадах по 3D-моделированию и печати. Я подготовил уже двоих московских призеров 10-14 лет и двух национальных чемпионов по компетенции «Прототипирование» в категории 14-18 лет. Есть и опыт проведения вебинаров по 3D-технологиям – это больше проектные истории. Например, для Школы новых технологий провел десять вебинаров по 3D-печати для учителей. Учителям в школах обучение 3D-моделированию и 3D-печати дается непросто, поэтому меня часто приглашают как эксперта и преподавателя провести курсы повышения квалификации для взрослой аудитории. За последний год у меня обучилось больше ста человек. В этом году планирую выступать чаще и, как минимум, удвоить количество слушателей. Приглашают читать мастер-классы на профильные выставки по 3D-печати – 3D Print Expo, Top 3D Expo, WorldSkills, всероссийскую олимпиаду «Я — профессионал», в образовательный центр «Сириус», а также многие ВУЗы и ЦМИТы. Как отдельное направление, участвую в разработке и внедрении образовательной программы по прототипированию в школах», — продолжает Артём.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

Используемые студией производственные технологии и материалы, конечно же, зависят от размера заказов и поставленных задач. Как поясняет Артём, если речь идет о скорости, то выбор однозначно делается в сторону 3D-печати. Если речь идет о тиражах в тысячу экземпляров и выше, то приходится тщательно взвешивать плюсы и минусы: иногда 3D-печать дешевле в плане себестоимости в пару раз, но если выгоднее полагаться на традиционные производственные методики, то команда привлекает помощь партнеров. В самой же студии эксплуатируется целая ферма 3D-принтеров, в основном производства компании PICASO 3D, с которой у Артёма сложились тесные связи.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

«Поскольку у нас большой парк оборудования, мы можем выполнять большие партии деталей и изделий в кратчайший срок. Так, например, мы меньше чем за неделю напечатали и покрасили сорок зайцев высотой 40 см специально для сети ресторанов White Rabbit. Так сложилось, что моим первым 3D-принтером стал PICASO 3D Designer с одним соплом. Сейчас в студии больше двадцати принтеров PICASO и два фотополимерных. Знаете, у меня был и 3DQ, и Zenit, и Prusa i3, и ZAV Max. Первый начал сыпаться через месяц, второй — через три, а мой первый PICASO работает до сих пор, уже больше пяти лет. Когда счет идет на часы, важно выбирать надежные принтеры с технической поддержкой от производителя. С компанией PICASO я познакомился на выставке 3D Print Expo, после чего начал продавать им свои услуги по 3D-моделированию. Сначала выполнял заказы по 3D-моделированию, потом купил у них 3D-принтер и завел блог на 3Dtoday, где рассказываю о своих работах и достижениях. Статьи понравились компании, и так завязалось наше сотрудничество. Теперь мы устраиваем совместные мероприятия и разрабатываем обучающие программы по 3D-моделированию и 3D-печати», — поясняет Артём.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

В плане расходных материалов для FDM 3D-принтеров около 70% приходится на долю ABS+ от компании «Стримпласт» и ПЛА-пластика, поставляемого компанией PICASO 3D. Еще 10% — это ПЭТ-Г. Такую малую долю Артем объясняет спецификой процесса: большинство моделей печатается с растворимыми поддержками, что позволяет экономить время на постобработке, но для ПЭТ-Г идеальную растворимую пару еще не подобрали — полистирол слишком сильно прилипает, а с поливиниловым спиртом история ровно наоборот. Оставшаяся доля — более специфические материалы, такие как эластомеры, СБС, древесные и металлические имитаторы на основе ПЛА, поликарбонат и угленаполненный полиамид Ultran.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

«Новичкам рекомендую обратить внимание на ПЭТ-Г — альтернативу АБС. Мы покупаем у двух фирм — у «Стримпласт» и ABS Maker. Для профи — попробуйте Ultran. По физическим свойствам при соблюдении технологии печати изделия из этого материала способны заменять некоторые детали из алюминия. Недавно из этого материала печатали партию деталей, которые отправились путешествовать в космос. Для конечного изделия благодаря такой замене это означало снижение массы на 2,5 кг и экономию на доставке груза на орбиту в один миллион рублей», — рассказывает Артём.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

Как и в любом серьезном предприятии, а тем более работающем с инновационными и пока еще достаточно малопонятными широкой публике технологиями, дела не всегда идут так гладко, как хотелось бы. Бывает, что дает сбои оборудование, а бывало и так, что коллектив делал ошибки или переоценивал собственные силы. Наконец, бывают случаи, когда клиенты, не до конца понимающие суть предложения, удивляются расценкам и отказываются от услуг.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

«Такое случается. Как правило, это заказы со средним чеком в 500-1500 рублей. Это просто не наши клиенты. Мы знаем себе цену, и когда цена заказчику кажется неоправданной, то еще раз внимательно выслушиваем и аргументируем стоимость. У каждого клиента свое понятие дороговизны и дешевизны. Отказы составляют менее десяти процентов оборота, и опыт подсказывает, что с такими заказчиками лучше не связываться. Конечно, все любят рассказывать только про свои успехи, но на самом деле у каждого 3D-печатника, как у врача, есть свое «кладбище» проектов. Такие проколы чаще всего возникают, как правило, в самом начале пути из-за жажды заработать, когда берешься за любой проект, чтобы накопить опыт. Этот этап считаю пройденным. Мы взвешиваем свои силы каждый раз, когда приходит новый запрос.Самые распространенные виды неудач? Во-первых, сорванные сроки: возникают из-за спешки, сорванной печати (перебоев в электрике, неправильного кода, ошибок в модели) или когда клиент говорит «надо завтра». Во-вторых, качество поверхностей: чаще возникает, когда модель не подготовлена к печати или клиент впервые сталкивается с этой технологией, не изучив материальную часть. Как мы решаем этот вопрос? Расскажу на фестивале. В-третьих, поломки во время эксплуатации: напечатали деталь, но она стирается, лопается, трескается. Мы всегда делаем бесплатную замену из другого материала. Уверен на сто процентов, что у каждого, кто занимается 3D-печатью, была одна из приведенных выше ситуаций. Всех рисков невозможно избежать, но мы стараемся», — делится Артём.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

Студия 3D-EX продолжает развиваться и ищет партнеров для расширения сети в других городах. Вопросы сотрудничества можно обсудить по почте artirodin@gmail.com. 9 февраля на празднике 3D-печати 3Dtoday Fest Артём планирует продемонстрировать примеры студийных работ, а заодно выступить перед гостями фестиваля и рассказать о тонкостях ведения собственного бизнеса в сфере 3D-печати.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

«Весь рынок не охватить, места хватит. Успех зависит от того, насколько вы лично будете заинтересованы. С каждым годом объем 3D-услуг растет, появляются новые игроки. Это закономерно. В Москве некоторые студии 3D-печати происходят с времен, когда на ЦМИТы выделялись немалые бюджетные деньги — по 2-7 миллионов рублей на покупку оборудования. Я же горжусь тем, что мне удалось создать студию 3D-печати с нуля. Заработать можно. Ниш очень много, и все зависит от вашего умения выстаивать отношения с клиентами. Работать в студии 3D-печати очень — нет, ОЧЕНЬ — интересно. Каждый месяц — как маленькая жизнь. Встречаешь много интересных людей, у которых, как и у нас, горят глаза», — резюмирует Артём.

Истории участников 3Dtoday Fest: Артём Родин

Фестиваль 3D-печати 3Dtoday Fest пройдет 9 февраля в Санкт-Петербурге. Приходите на праздник, встречайте новых друзей и получайте бесценные знания!

Программа фестиваля и информация о билетах доступны по этой ссылке.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

9
Комментарии к статье
Кремень КБ Реклама
Кремень КМ Реклама