Восстановление сопел для 3d принтера

3dprinting@ukr.net
Идет загрузка
Загрузка
17.10.2019
4173
72
печатает на MakerBot Replicator 2X
Техничка

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

7
Статья относится к принтерам:
MakerBot Replicator 2X FLASHFORGE Creator Pro Ultimaker Original

Восстановление  сопел для 3д принтера - процесс простой, вещь оно конечно недорогая, но  может кому то будет полезно и поможет в работе.

Собственно сами сопла являются расходным материалом, и в большинстве случаев стоят не дорого. Однако, к примеру, сопла 3д принтера FlashForge Creator стоят около 15 долларов, что уже никак дешевым не назовешь.И имея на борту 20 штук  3д принтеров, сопла стают не таким уж дешевым расходником.

Так возникла идея по реанимации сопла 3д принтера. Собственно процесс состоит из нескольких этапов:

1.Прокалка сопел на газовой горелке. Сопло(а) прокаливаются до вишневого цвета, потом откладывается на охлаждение.Не рекомендуем бросать раскаленные сопла в воду, просто оставьте сопло на воздухе для постепенного охлаждения.

2. Проварка сопел в растворе лимонной кислоты. Приобретаем в любом продуктовом магазине лимонную кислоту в пакетиках, стоит она копейки, покупаем 3-5 пакетиков, в зависимости от количества сопел на проварку. Высыпаем в подходящую емкость пакетики с кислотой, заливаем остывшие сопла водой, доводим до кипения и кипятим 5-10 минут.

3. Продувка сопел сжатым воздухом. Продуйте сжатым воздухом сопла.Если нет под рукой компрессора просто хорошо дуньте :) в сопло и проверьте что отверстие просматривается.Если есть микроскоп, еще лучше, у нас пока нет.

4. Мы с некоторых пор промываем сопла в ультразвуковой мойке, это дополнительно очищает сопла от остатков горения, хотя эта операция не является обязательной, раньше у нас мойки не было, и все прочищалось отменно и без нее .

Таким образом прокаливание выжигает остатки пластика в соплах, а вываривание удаляет золу, оставшуюся после прокаливания сопел. Цена такой операции не сравнится с ценой новых сопел для 3д принтера. Восстановленные таким образом сопла исправно функционируют в течении длительного времени, проверено на практике. Вся операция не занимает и часа времени.

Такую операцию можно проводить над соплами 3д принтера неоднократно, но все же наверно больше 2-3 раз проводить не стоит, метал сопел все таки деградирует постепенно, и бесконечного количества таких прожарок не выдержит точно.

Из необходимых мер безопасности — все операции желательно проводить в хорошо проветриваемом помещении, и соблюдайте осторожность в работе с раскаленным металлом и расплавленным пластиком!

Удачной 3Д печати!

Олег

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

7
Комментарии к статье

Комментарии

17.10.2019 в 13:43
1

Это возможно, когда в наличии есть все вышеуказанные инструменты.

но я все же лучше куплю еще новых, чем буду искать ультразвуковыую ванну и т.п.))

17.10.2019 в 15:49
0

велкам, новые конечно лучше.

отлично раньше очищали и без ванны, она вообще то для промывки 3д моделей после фотополимерной 3д печати у нас трудится  :)

19.10.2019 в 11:52
0

Просто оставлю это здесь. Три слова "атомная чистка сопла".
Погуглите. Найдете хорошую статью и на этом портале. Для чистки сопла ничего не нужно кроме самого принтера. Практически любое сопло чистится за 5 минут прямо на принтере. В трудных случаях (или если у вас экструдер типа Бондтек) иногда удобнее снять сопло и воспользоваться строительным феном. Надо всего лишь немного попрактиковаться и понять при какой температуре происходит стеклование конкретного пластика.
Менять сопло из-за того, что оно просто засорилось, немного странно...

shv
19.10.2019 в 14:53
0

Спасибо, но не буду) Да и фена у меня нет.

Объясню почему, я меняю сопло примерно раз в год, вот оно мне надо заморачиваться? Я за год уже забуду, как это делать и вместо того, чтобы тратить время на изучение способов прочистки, лучше потратить просто 5 минут на замену и в пределах пары баксов на хорошее сопло.

Если у вас производственная печать, то вполне возможно, но наверняка и подходящий инструмент для прочистки при этом найдется, но обычному домашнему пользователю, которому принтер нужен исключительно для своих мелких целей так заморачиваться не стоит.

Каждому свое, я не утверждаю, что это нельзя делать, и всего лишь выразил свое видение и взгляд со своей стороны, как пользователя принтера, который не пашет напролет в режиме 7/24.

17.10.2019 в 13:49
0

вместо компрессора очищаю сопла зубочисткой

не понял как может деградировать латунь? у вас там материаловеды есть?

17.10.2019 в 20:45
0

Наверное высокая температура и кислород с азотом и водородом начинают с металлом соединяться в разных комбинациях? потом еще лимонная кислота с нагревом, но это уже мелочи.

18.10.2019 в 09:00
0

Спасибо за предположение, увы вы ни разу не химик :)

18.10.2019 в 11:05
0

Я не материаловед и не химик, но могу предположить, что цинк из латуни реагирует с лимонной кислотой и она теряет блеск.

18.10.2019 в 11:15
0

меня возмутило необоснованное предположении о деградации латуни, если на нее не оказывается физического воздействия, а только температурное. вряд ли блеск влияет на качество печати

18.10.2019 в 11:43
3

1. При нагреве происходит выгорание цинка с поверхности латуни. Деградация на лицо.

2. При неконтролируемом нагреве происходит рост кристаллов и зарождение новых центров рекристаллизации. Мехсвойства меняются, причем непредсказуемо (могут ухудшаться, могут улучшиться - зависит от марки латуни и режима нагрева-охлаждения). Несколько неудачных циклов нагрева-охлаждения могут привести к образованию крупных кристаллов и деградации мехсвойств. (удачные - наоборот, измельчат зерно и улучшат свойства - при отсутствии контроля над режимом нагрева - по сути лотерея).

PS, Ни разу не материаловед. Так, общие принципы, которые дают в любом ПТУ. Или давали....

18.10.2019 в 12:35
0

конечно, это так если жарить часов 5

но за 10 минут прокалки им ничего не будет!

18.10.2019 в 13:21
1

Практика - критерий истины.

Если чел, который прокаливает - говорит, что идет деградация, значит идет деградация. Даже за 10 минут прокалки.

Если не согласны с практикующими людьми - ставьте опыты и доказывайте свою правоту опытным путем.

Теоретически что может происходить - я написал.

18.10.2019 в 13:43
2

дык он не практик

он диванный теоретик

он формулирует это словом: "наверно"

я практик

я прожег уже много сопел, т.к. часто меняю с 0.2 на 0.4 мм

никакой деградации нет

(печатаю только PETG)

18.10.2019 в 14:59
0

Состав латуни меняется... Яркий пример фото, где видно что сопла имеют красный цвет - это результат варки в лимонной кислоте. В результате варки вымывается цинк а медь переходит в свободное состояние и образует красный налёт, который очень сложно удалить...

20.10.2019 в 04:32
1

Во первых не понятно зачем так жарить сопла? По 10 мин...

но деградация латуни при подобном нагреве происходит не только кристаллически, но и банально самый кончик сопла(тонкие стенки) оплавляются.

В принципе, по своему опыту- можно мальца перегреть и сопло вообще поплывет.

С другой стороны- подобная эпопея с лимонкой и плавным охлаждением и "маринацией" по 10 минут, это или от не понимания, либо из желания движухи...

Сопло жарим горелкой и макаем в холодную воду. Ну как минимум в горячую. От этого происходит взрывное парообразование на поверхностях сопла, которое вышвыривает в стакан всю золу и гарь.

Достаточно повторить два раза. После этого спичкой(она как раз в диаметр) протираем внутренний канал. Все. на сопло 3-4 минуты с учетом набора воды в стакан.

17.10.2019 в 13:50
4

Было уже

17.10.2019 в 15:50
1

не видел, пардоньте

17.10.2019 в 22:14
1

Пользуюсь этим способом, прокаливая фуфлыжным газовым паяльником с али (а больше он ни на что не годен). Результат отличный. Только напрягает что сопла матовыми становятся, но печатают хорошо.

17.10.2019 в 14:22
5

Если греть не более 450-500 градусов, то пластик банально испариться без всякого угля.

p8u
18.10.2019 в 16:58
0

Хмм, можно феном попробовать

17.10.2019 в 14:51
2

Как на счёт чистки лазером? Или криобластинга?

17.10.2019 в 15:02
1

А как же кинуть на ночь сопла в дихлорэтан\метан ?))
Они прям блестят потом) 

17.10.2019 в 16:19
1

Ну что вы такое говорите? Это жа надо на ночь и в закрытую банку. А тут сначала нюхаешь вонь сгоревшего ПЛА/АБС, потом лимонная кислота, потом всякое менее забавное и на итог получаются сопла.... странного вида? Да, странного вида. А вот это вот - бросать в дихлорэтан/метан - это слишком просто и легко.

Там сверху вообще предложили сопло за 150 рублей криобластингом чистить. Я не знаю что это такое, но мне кажется - должно стоить дороже, чем новое.

17.10.2019 в 16:37
0

после PETG так сопло не очистить

только окисление

17.10.2019 в 16:39
0

У меня петг растворился 

17.10.2019 в 16:50
0

Таки я хочу ваш химстойкий PET-G. BestFilament и GeekFil растворяются.

17.10.2019 в 17:41
5

А с виду обычные алиэкспрессовские сопла для МК экструдеров. Ну одно от вулкано затесалось. За что там 

около 15 долларов

Я сопла пока что тупо коллекционирую в пакетик. Мало ли, пригодятся когда. ;) А нет - в цветмет сдам, когда килограмм накопится. Пробовал поначалу прокаливать, отмачивать - не стоит оно имхо того. 

18.10.2019 в 01:55
2

Угу, 15 баксов за обычное сопло с резьбой М6 можно отдать, разве что, с доставкой до двери в тот же день. А так - ОЧЕНЬ хорошие латунные сопла стоят баксов 5.

Тоже собираю отработку в пакетик, пока только один раз пришлось достать и отжечь сопло. Но это совсем уже на крайний случай, когда даже у знакомых перехватить не получилось. При отжиге раздолбаная дырка не стягивается и царапины не полируются. Скорее, наоборот.

17.10.2019 в 18:07
0

Пост "хорош" своим полностью неконкретным отношением к температуре воздействия горелки, и игнором температуры плавления материала латунноподобного сопла.

Сравните температуру плавления латуни и температуру горения баллонного газа.

Здесь уместно помогла-бы картинка карты распределения температуры по пламени горелки, но я приводить её не буду.

МАПГАЗ рулит 200%.

Титановые сопла - тоже.

17.10.2019 в 20:19
0

после прокаливания сопла неплохо проходить сверлышками нужного размера. я для 0.4 сначала 0.3 прохожу, потом 0.4 , таки при прокаливании всякое бывает.. 

17.10.2019 в 21:09
0

нагреваю зажигалкой, бросаю в ацетон, там и лежат пока не понадобится, достал глянул дырка есть, поставил, пашет как новое... 

17.10.2019 в 21:38
0

Есть ещё один "рецепт", после отжига, остужаем, в небольшой ёмкости разводим в воде лимонную кислоту и немного соли, опускаем в раствор сопло.

В после двадцати минут латунные сопла блестят как новые, не знаю какая там происходит реакция, на ночь оставлять не решился)

Подсмотрел: время с 6:20


17.10.2019 в 22:10
0

А соль зачем?

17.10.2019 в 23:55
0

Соль по вкусу, а не зачем :))

з.ы.

а если добавить перекись водорода, то получится раствор для травления печатных плат

соль тут катализатор (ускоряет реакцию)

17.10.2019 в 21:54
2

сопла 3д принтера FlashForge Creator стоят около 15 долларов

Меня одного удивило то, что автор считает обычные сопла МК10 чем-то присущим только Flashforge?

Автор, у меня возникают подозрения, не являетесь ли вы представителем этой компании ))

18.10.2019 в 04:41
0

FlashForge кроме того, что не использует в своих принтерах дешевых комплектующих и печатных деталей (+10 им в карму), пытается еще и неплохо наварить на расходниках (-20 им в карму). Конечно же, можно найти аналоги подешевле: так, сопла на замену я у них не брал ни разу и практически уверен, что фирменное сопло (https://store.flashforge.com/product/nozzle/ => $6+$32 доставка) ничем не лучше имеющего оценку 4.8 сопла, которое продается на Али в пачках по 5шт (100р с доставкой).

А вот с вентиляторами была у меня неприятная история: три раза каждый месяц менял улитку 5015 (тоже старался с хорошими отзывами брать), потом плюнул и купил на Али же подделку под фирменный комплект набора для обдува детали по цене в 50% от фирменного - уже год как работает.

18.10.2019 в 12:28
0

FlashForge кроме того, что не использует в своих принтерах дешевых комплектующих и печатных деталей (+10 им в карму),

Если бы я не был владельцем FFCP, я бы, наверное, с вами согласился. Но, поскольку я это чудо принтеростроения перебрал уже не раз, то сказка про "недешевые комплектующие" мне не зайдет.

Драйвера 4988, непонятные моторы, на которые задолбешься искать даташиты, дешманский экран, плюс - проблемы с механикой... Не, не пытайтесь даже - нету им плюсов в карму.

18.10.2019 в 13:48
0

Не забывайте дату, когда FFCP был выведен на рынок: 2014г (следовательно, разработан еще раньше - куда уж там до крутых драйверов). Спустя 4 года (https://downloads.3dhubs.com/3D_Printing_Trends_Q1-2018.pdf) получить "китайцу" на американском сайте оценку 4.83 из 5 и второе место среди FDM по числу распечаток за квартал можно только будучи по настоящему живучим. У меня руки не оттуда растут и как только за последние два года не издевался я над своими дримерами (двоюродными братьями FFCP), здесь есть пара моих статей про это (издевательств было куда больше, чем я описал) - а они, заразы, всё печатают и печатают. В последнее время - практически круглосуточно.

Не подумайте, что агитирую покупать FFCP или защищаю FlashForge. Модель давно устарела (как и дример) и сейчас установилась крайне неоправданно высокая цена как на него, так и на комплектующие к нему (и все равно кто-то покупает, иначе цена упала бы). Но на момент выпуска (я согласен с пользователями 3dhubs) это был лучший клон MakerBot в своём ценовом сегменте.

17.10.2019 в 23:02
2

Не рекомендуем бросать раскаленные сопла в воду

Всегда нагреваю на газу до заметного темно-вишневого цвета и бросаю в баночку с холодной водой.

Сопло получается как новое, весь нагар отскакивает со щелчком. Сверлышком проходить не надо.

Процесс называется закалкой и способствует повышению твердости латуни, а стало быть и износостойкости.

Поэтому и использую только четвертое сопло 0.4 мм за 3 года из более чем сотни имеющихся...

Правда супермодными пластиками со всякими "наноприсадками" не печатаю - в основном АБС, иногда ХИПС, ПЛА...

17.10.2019 в 23:17
0

т.е. без лимонной кислоты?

27.10.2019 в 21:03
0

А зачем???

Кстати, задайте гуглю вопрос "универсальный растворитель".

Вы удивитесь. Это - вода.

18.10.2019 в 00:58
2

Ещё неплохой вариант. В горячее сопло вталкиваем пруток [петджи или нейлон). Охлаждаем до комнатной температуры. Потом включаем нагрев сопла и тянем пруток со всей дури. Как только он начнет стекловаться он выдернется вместе с мусором в сопле. Так как он предварительно сплавлен с мусором , а в стеклованном состоянии склеен с мусором ещё достаточно крепко, чтобы вытащить.

19.10.2019 в 12:00
1

Не всегда помогает. Если засор в самом кончике, его пластик не тащит.

19.10.2019 в 12:21
1

Согласен. Но как первая простая мера бывает полезна

18.10.2019 в 05:39
2

15 баксов за латунное сопло???

https://ru.aliexpress.com/item/33009261245.html

MK10, с правильно просверленным каналом (проверял микроскопом).

Латунь от 260 р.

Закалённая сталь (как у меня) от 440 р.

Правда, ещё +доставка, но всё-равно дешевле.

И, да, старайтесь сперва пользоваться поиском, чтобы другим было легче разбираться в куче похожих постов. Лучше в уже имеющейся статье поделиться своим опытом, если он лишь немного отличается от других.

18.10.2019 в 07:02
0

у Mellow да, хорошие сопла. причем так своеобразно выточенные, что поверхность сопла имеет небольшой голограммный эффект )

18.10.2019 в 11:29
0

постараюсь,

вообще понадеялся на модератора, если никому не нужно то отправят в корзину

18.10.2019 в 08:52
0

берете обычный ацетон и пластиковую бутылку из-под воды или другого напитка. закидываете туда сопла и заливаете ацетоном. ABS и HIPS превращается в жидкую субстанцию, которую легко от туда выдуть/вынуть. 

18.10.2019 в 10:37
1

Грею горелкой на цанговом баллоне. при этом сначала острием сопла вверх - тогда пластик из сопла вытекает вниз, а потом продуваю само сопло пламенем, потом достаточно просто кинуть в холодную воду - сажи даже не остается. 
Главное не перегреть, а то тонкой горелкой у меня сопло превратилось в бронзовый "блинчик".

18.10.2019 в 10:39
0

Буквально пару дней назад засорилось сопло. Принтером пользуюсь не регулярно и запасных сопел в наличии не было. Чистил этим способом. Выжигал пластик просто на газовой плите, держа сопло в плоскогубцах. Печатаю только PLA - вони и дыма было совсем чуть-чуть - даже сигнализация в виде жены не сработала. Кипятил в кислоте в старой турке, которая по назначению уже не используется.Вместо компрессора и ультразвуковой ванны просто дунул в него по сильнее))).

ИТОГО: Новое сопло - хорошо, но когда его нет под рукой, а китайскую почту ждать целый месяц, то этот способ в самый раз!

18.10.2019 в 11:27
0

:) !

именно так!

18.10.2019 в 14:20
0

Всегда так делаю, доступ к  такому инструменту имеется, так как работаю в ювелирке.

18.10.2019 в 15:43
1

это не восстановление, это уничтожение сопел. чуток нагрел над комфоркой, зубочисткой пластик выдавил, медной щеткой по резьбе прошелся - всё. иначе закалка сопел снимается, а о прохождении сверлами ваще умолчу.

18.10.2019 в 18:25
0

Много лет занимаюсь настройкой и прочисткой бензиновых горелок, сопла там крайне похожие, так же из латуни. Так вот, окунать их  в вводу после накаливания можно и нужно, за счет разности расширения и охлаждения нагар слетает. На счет потери прочности - это латунь, там все эти изменения мертвому припарка. 

Потому нагреваем на обычной газовой лампе на баллоне "дихлофосе" и далее в воду. Точно так же можно и  термоблок  алюминиевый, только его до красна нельзя! Всё. Почистили сопло и термоблок от нагара и радуемся.

Год двум принтерам. На обоих указанная методика используется, на одном принтере испечатано ~ 10кг, на другом больше, но там толщины сопел меняются. И нигде сопла не проявляли изменений свойств от прокалки.

19.10.2019 в 12:12
0

Я прокаливаю между 2 отлёжками в ацетоне.

первая - с момента забивания до того как наберётся десяток-два

вторая после прокалки.

потом - полирую конус на войлоке и в ультразвук с изопропилом.

ИМХО - а лимонку лучше в чай :)

19.10.2019 в 12:50
0

А я просто кидаю сопла в лимонную кислоту и они как новые!

19.10.2019 в 17:19
0

ВООБЩЕ НЕ ПАРЮСЬ, ЗАЖИГАЮ ГАЗОВУЮ ГОРЕЛКУ, СОПЛО НАСАЖИВАЮ НА ПЛОСКОГУБЦЫ С УЗКМИМИ ЛАПКАМИ И НАКАЛИВАЮ ДО КРАСНА ПОКА ВСЕ НЕ ВЫГОРИТ И ВЫГЛЯДИТ КАК НОВАЯ.  

19.10.2019 в 22:29
-2

Однако!

Сопло стоит копейки. А тут обсуждение на десятку... Совсем.

19.10.2019 в 22:32
0

Во-первых, у нас не матерятся даже с точками. Во-вторых, не все сопла стоят копейки, см. Picaso, например.

19.10.2019 в 22:44
0

А где тут матерщина?

Второе. Сколько времени занимает у Вас полная прочистка сопла? 

Полчаса? Больше? Вы не цените свое время? Или не правильно оцениваете стоимость Вашего времени?

Я работаю начальником производства на токарных автоматах. У нас стоимость секунды обработки детали очень высока. Если Вам нечем заняться - чистите сопла, удачи Вам. Если Вы реально работаете - Вы считаете ВРЕМЯ. Время это единственный не восполняемый ресурс. Хотя 150 рублей это, конечно, сумма. Почти как 3.62 раньше

19.10.2019 в 22:50
0

Мат с точками я убрал.

Чистка сопла горелкой занимает одну минуту, химией я не заморачиваюсь, считаю достаточным. У меня минута не стоит 500 рублей,  к сожалению.

19.10.2019 в 22:41
0

Я нагреваю сопла на горелке, но не так сильно, потом деревянной шпажкой и пастой ГОИ полирую канал внутри до блеска, работает лучше чем новое, но PLA почему то не любит полированных сопел, ну и не надо, я им не печатаю.

19.10.2019 в 22:56
0

А снятие сопла с экструдера не входит в исчисление времени?

19.10.2019 в 22:59
0

Нет, потому что для замены на новое оно тоже нужно.

19.10.2019 в 23:01
0

Мир чувак!

19.10.2019 в 23:02
0

Да кагбэ воевать никто и не собирался. Так, бомбануло чутка.

19.10.2019 в 23:05
1

Да не вопрос. Просто я раньше время не считал, а сейчас понял его стоимость. Не важно. 

Немного рекламы.

Могу делать сопла с точностью +-0,005 м. 5 микрон. Материал по желанию. Может кому интересно. 

20.10.2019 в 01:54
1

с точностью +-0,005 м. 5 микрон. 

ценник озвучьте, на стальное, латунное.

20.10.2019 в 02:06
0

Чертеж пришлите пожалуйста. 

Посмотрим, посчитаем, сообщим

20.10.2019 в 00:15
0

У меня сопла только механически изнашиваются )) Там ничто не поможет )

21.10.2019 в 14:31
0

Латунные сопла в оригинале хорошие от Creality. Ценник в солнечный день от 25 рублей. Раз в год поменяю если повезет. Но вот все эти восстановления не очень хороший признак.

11.11.2019 в 20:02
0

а разве основная проблема почему меняются сопла это не то что они с килограммами пластика стачиваются внутри? да и при наличии фильтра проблем с засорами за более чем полгода ни разу не было.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Калибровка экструдера Titan на принтере Flsun QQ-S

Пожалел, что нет фотополимерника

Пятиметровый шатер на 3D-принтере

Снижение экструдии на верхних слоях сплошного заполнения

Новый 3D сканер RangeVision NEO. Обзор от 3Dtool. Оптический 3D сканер 2019 года.

3D печать и полиграфические услуги: как сэкономить на дорогостоящих и недолговечных деталях