Кремень FMZ Реклама
Kremen FMHM Реклама

Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0

SeerUfo
Идет загрузка
Загрузка
25.03.2016
11021
8
Обзоры

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

14
Доброго времени суток, сообщество! :)

Не так давно заполучил в свои руки стальную раму для третьей прюши производства nioz.ru, и решил, что стоит поделиться впечатлениями, и расписать все плюсы-минусы данного комплекта со стороны обывателя.

Сразу оговорюсь, в целом рама мне очень понравилась, но придирок и минусов вышло много - люблю это дело :D Там, где я буду откровенно придираться, так и подпишу - 'придирки'. Начну повествование немножко художественно, потом перейду непосредственно к плюсам/минусам.

И сразу прошу простить за фото в посте, как ни пыжился, вышли они несколько средненько...

Итак. Уже два с лишним года у меня дома стоит третья прюша, собранная некогда на алюминиевой раме с парой задних опор (в те времена нашёл только у поляков такую...). Использовалась она довольно активно, выдержала несколько переездов, ремонт квартиры, и ныне работает уже с трудом. А т.к. последнее время печать стала составлять немалую долю моего дохода, я решил собрать полностью новую машинку взамен старой, уже на основе цельностальной рамы. Да, в силу ряда причин (отчасти мне просто нравится прюша третья :)) было принято решение собирать тоже третью прюшу, хотя и делаю потихонечку чертежи h-bot'a. После долгого поиска и раздумий я остановился на раме производства nioz.ru. На фоне аналогов она ощутимо выделялась внешним видом, 'на глаз' не уступала в жёсткости и надёжности, и по цене соответсвовала своим прямым конкурентам. Производитель быстро отозвался, ответил на все вопросы... В общем - решил, заказал, оплатил. Заодно там же взял почти все остальные комплектующие, за редким исключением (в закромах уже лежал E3D). Отправили посылку почти сразу же, дошло всё быстро, и вскоре довольный я уже распаковывал посылку. Увы, фоток того периода не осталось, но упаковано всё было аккуратно, и в дороге ничего не пострадало. Некоторые вопросы возникли разве что из-за лёгких следов подржавленности на раме и валах, но стёрлись они буквально ваткой с ацетоном, и влага, похоже, попала на части уже в процессе доставки, не нанеся никакого вреда.

Первый взгляд на разложенные на полу части рамы вживую был несколько... с печальным 'хм'. Всё дело в том, что на фото на сайте рама уже окрашена в чёрный. И хотя производитель сразу говорит, что рама не окрашена, фоток 'в оригинале' на тот момент я толком не видел (т.к. на странице товара они отсутствуют, и есть только на вк). И хотя я знал, что рама не окрашена, и сразу планировал покраску, всё равно вид кучи резных стальных кусков, со следами заводской наружной обработки ('круги' на повержности, в общем-то нормальный рисунок для стальных листов), да ещё и с парой бледно-ржавых пятен (которые, как я уже сказал, в итоге легко оттёрлись), в начале несколько ввёл в ступор. Впрочем, очень кратковременный. Так что я сразу приступил к обработке и сборке.

Далее - собственно плюсы и минусы :)

Сначала - о комплектации. Помимо основных частей рамы в комплекте идут сразу два крепления для экранов - обычного двухстрочного маленького 'Smart, и большого 'Full Graphic'. Имеются 'рога' для повешения катушки на раму. Так же в комплекте шёл весь необходимый для сборки рамы крепёж, включая стопорные кольца.
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
Из важных и однозначных плюсов - резка рамы выполнена очень качественно, все детали встают на свои места с небольшим усилием, без напиллинга (напиллинг понадобился лишь на одной детали, и то там был просто заусенец). Покраску я производил обычным аэрозольным баллончиком с чёрной матовой краской, и после покраски детали всё так же хорошо собирались (собственно, с чего бы не, краска ложится крайне тонким слоем).
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
Все детали ровные, ничего погнутого/побитого/повреждённого. Никаких особых острых кромок, из всех деталей всего один небольшой выступ/заусенец, и тот спилился надфилем за нескольо секунд.

Второй важный пункт - рама имеет очень хорошую жёсткость. Я могу спокойно поднять принтер во время печати за верхнюю часть рамы, и на конечной модели это не скажется. Впрочем, понятно, что при определённых условиях у прюши проявятся дефекты печати, если его 'держать за шкирку' во время печати, но это уже не будет виной рамы, это будет особенностями конструкции и кинематики принтера.

Что имхо отдельный большой плюс - рама красива. Очень выгодно внешне отличается от стандартных стальных рам 'треугольничками'. Причём по большей части красота идёт только в плюс к жёсткости и функциональности, и нигде в ущерб, что радует.

Вся 'обвеска' рамы - моторы, валы, гайки, рампс - прекрасно встают на свои места. Валы Фиксируются стопорными кольцами, что сначала меня смутило. Я даже прикупил дополнительных колец, чтобы понасажать их на валы, где только можно. Однако в итоге на ту же ось Х их не понадобилось вовсе, т.к. валы намертво садятся при затяжке деталей кареток XZ. На остальные валы стопорных ушло 'по минимуму'. В положенные пазы валы вошли чуть туго, но без единой царапины, что лишний раз показало на качество резки.
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
Порадовали х-образные пазы под мотор, благодаря чему моторы сходу становятся на своё место, и сидят там очень плотно, т.к. круговой выступ мотора очень чётко встаёт в паз.
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
Немного напиллинга понадобилось только для нескольких линейных подшипников, но это было уже из-за разности длин самих подшипников. Т.е. некоторые вставали даже с чуть-чуть зазором, а некоторые на те же самые места не вставали, с тем же самым 'зазором', но в другую сторону. Решилось это всё тем же напиллингом. Причём быстрее и проще оказалось подпилить бортик самого подшипника, благо совсем чуть надо.

Единственную сложность с установкой вызвал только ремень по Х, но об этом отдельно.

На раме присутствуют пазы под родные крепления рампс, присутствуют дополнительные пазы для крепления блока питания. Хотя с креплением рампс есть небольшой курьёз, но о нём ниже.

Из приятных мелочей после классической рамы со столом на шпильках, очень порадовала укороченная рама по оси Y, с 'выносом' стола за её пределы. И жёсткость выше, и валы 'висят' на меньшую длинну (хоть и не значительно), и ремень чуть покороче, 'и вообще'. Причём сам стол имеет чуть смещённые назад пазы для подшипников, что позволило ещё чуть укоротить раму.
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
Рама очень устойчива, и стоит на мало заметных 'ножках', коих довольно много.

Понятно, что сравниваю я во-многом со своей старой рамой, а не с прямыми конкурентами, но что есть :)

Так что в общем и целом всё очень хорошо! Но... А вот дальше об этих самых 'но'.

И первое, и на мой взгляд самое значительное 'но', это отсутствие хоть сколько-то вменяемой инструкции. Даже простого списка запчастей с подписями и нумерацией. То, что есть, это пара фоток разных(!) версий рамы, и несколько фоток отдельно кареток с наспех проставленными цифрами около деталей. Информативности чуть менее, чем никакой. А если быть совсем точным, то местами инструкция работает очень даже во вред. Почему? Об этом чуть ниже.

Второй косяк рамы во-многом лично для меня проистёк из первого, и это - каретка по Х. А точнее то, что она 'заточена' под боуден. И даже сходу имеет крепление для боуден-экструдера, из-за чего для установки дайректа требуется сначала отломать от одной детали кусочек. Да, делается это быстро и просто, обычными пассатижами, и производитель сразу ответил на мой вопрос по этой детали, объяснив, что и как. Но инструкция об этом умалчивала. В ней эта деталь вообще выглядит иначе, т.к. фото старой версии комплекта. Так что пришлось деталь перекрашивать, т.к. пассатижами, само собой, я краску повредил. Уже маленький 'вред' от кривой инструкции.

Сюда же ещё один косяк инструкции, попортивший мне нервов. А дело всё в том, что каретка двигается на трёх подшипниках, и на фото в инструкции она установлена 'стандартно', двумя подшипниками на верхний вал (по крайней мере все, виденные мною подобные каретки обычно ставятся двумя подшипниками на верхний вал). Однако для установки Wade'a... каретку нужно перевернуть одним подшипником на верхний вал. Узнал я это, уже когда на готовую, полностью собранную раму, стал вешать собственно каретку экструдера. И выступающее крепление мотора упёрлось в верхнее ребро каретки. Первым делом перепроверил инструкцию - но там никаких упоминаний, и по фото - всё верно! Однако производитель подтвердил, да, если я хочу Wade, нужно было перевернуть каретку... Откуда я об этом должен был узнать, если на всех фото каретка стояла именно так? А самое неприятное, что переустанавливать каретку мягко говоря муторно в силу сложности натяжения ремня. Кстати, о ремне по Х...

Тут сразу два своеобразных огреха. Во-первых, малый огрех - подшипник ремня Х закрыт деталями каретки XZ со всех сторон, кроме одной. И просовывать ремень почти вслепую, выуживая его из каретки пинцетом, мягко говоря занятие не самое весёлое.
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
К счастью, делается это лишь раз. Да, вставь я ремень до установки валов, было бы проще. Но кажется вполне логичным, что сначала лучше посадить каретку на валы, а уж потом ремень вешать. К слову, на старой пластиковой каретке есть 'окно' с торца, откуда ремень можно пропихнуть в обратную сторону. Тут же его нет. Да, визуально это смотрится лучше. Но удобства не добавляет. Впрочем, это мелочь, а вот что действительно оказалось маленьким кошмаром, так это натяжение ремня. А точнее его крепление непосредственно на каретку по Х. На фото, надеюсь, видно, что а)оба конца ремня прижимаются одной маленькой деталью на двух рядом стоящих маленьких винтиках, и к винтикам толком не подберёшься отверткой. Приходится одной рукой держать один конец ремня, другой рукой другой конец, ещё оной рукой держать само крепление, и ещё парой рук закручивать винтики (держа отвёртку под наклоном, что довольно легко срывает крестовину винта). Да, мне не очень-то идут в голову идеи, как сделать это иначе. Но можно было бы как минимум сделать отдельные крепления на каждый конец ремня, что уже упростило бы монтаж, и потребовало только две руки...
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
Понятно, что после такого развлечения с ремнём у меня совсем не было желания переставлять каретку. Так что я просто взял другую модель Wade'a, с более высоко стоящим мотором. И столкнулся с двумя другими сложностями. Во-первых, стяжки мешали креплению плотно встать на каретку (так что я печатал простенькую деталь-проставку, фото которой, увы нету). Во-вторых ВСЕ виденные мною крепления Wade'a крепятся на винты М4, тогда как в каретке отверстия под М3. Это не критично, но отверстия под гайки в экструдере тоже рассчитаны на гайки для М4. И тут приходилось одной рукой держать гайку, другой винт, а третьей всё это закручивать вслепую, т.к. винт-то находится где-то там, под линейным подшипником, и крутить можно только на ощупь. А ставить его со стороны гаек ещё веселее т.к. гайку где-то под подшипником держать ещё менее удобно. Мелочь, а неприятно.

В общем каретка стала для меня сплошной головной болью. Да, был бы у меня боуден, беды бы я не знал. Будь у меня экструдер без редуктора, проблем тоже явно было бы меньше. Будь вменяемая инструкция, проблем бы не было вовсе. Но производтель забыл упомянуть, что рама слабо рассчитана на редукторные экструдеры на каретке.

И кстати. Ещё одна особенность. В верхнем положении мотор экструдера, когда каретка по Х находится у края печатной области, упирается в верхнее ребро жёсткости/крепление валов z. Мешает всего около сантиметра, но либо основательно съедается высота печатной детали (как видно на фото, запаса по высоте ещё порядочно), либо площать печати.
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
И вновь, с в боуденом и безредукторным экструдером проблем бы не возникло, так что это очередной пункт малой дружбы рамы с большими экструдерами.

В целом, с критичными на мой взгляд косяками, это всё. Дальше - мелочи и придирки.

Крепление концевика по Y находится в глубине рамы, а не спереди, т.е. стол под конец печати уезжает от меня, а не ко мне. Мелочь, которую я поправил, напечатав штангу под концевик 8) Знаю-знаю, можно было просто поправить ж-код, но 'мы не ищем лёгких путей';)
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0
Рама имеет пазы для широкой и узкой расстановки держателей катушки, но с экранчиком широко ставить держатели смысла нет, т.к. катушка всё равно упрётся в край экрана.

И моя любимая придирка :) Тот самый 'курьёз' установки рампс, о котором я упомянул в начале. Детали рамы не зеркальные, а одинаковые. И т.к. отверстия под ноги рампс чуть ассиметричны, закрепить плату 'как положено', на наружной стороне ноги, можно только на левой 'ноге'. Шлейфы экрана дотягиваются в таком случае до рампс тоже только с левого посадочного места. Хотя в теории есть пазы под экраны и справа. На правой же ноге рампс окажется 'внутри' печатного объёма.

Кстати недавно производител вновь обновил конструкцию, исправив ещё пару мелочей. Например в моей версии рамы, чтобы нажать на концевик по Х, приходилось изобретать дополнительную 'ножку' на каретку. В новой версии это исправили. А так же добавили крепление для кулера рампс, что немало радует (хотя у меня его нет, т.к. попросту ничего и так не греется 8)).

А ещё обещали сделать вменяемую инструкцию.

И даже поправить то самое верхнее 'ухо', в которое упирается мотор.

Что ж, поживём, увидим...

В качестве итогового вердикта по раме скажу вот что. В силу потребности в ещё одной машине, желании пособирать ещё что-нибудь, моей любви к прюшам, и лени, я буду собирать ещё одну i3. И раму закажу такую же, уже новой версии. Нравится мне эта машинка, люблю красивые непонятные технические штуковины. Особенно когда они правильно работают.
Обзор рамы Prusa i3 Steel v3.0

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

14
Комментарии к статье