Шестерня vs зубчатое колесо

Подписаться на 3Dtoday
mlizart
Идет загрузка
Загрузка
26 Мая 2018
8278
146
печатает на RL200A
Вопросы и Ответы
Часто участникам портала приходится изготавливать зубчатые колеса и шестерни. Но мало кто задается вопросом, в чем их отличие?

Недавно на полях одного топика, посвященного шестеренному насосу возник спор, что есть шестерня? Может ли быть две шестерни в паре? И чем шестерня отличается от зубчатого колеса, или это одно и то же?

Приводились разные мнения, перечислю некоторые -

1) Шестерни и зубчатые колеса - это одно и то же. Синонимы.
Вывод - те кто говорит, что изготовит "шестерни и зубчатые колеса", на самом деле говорит "масло масляное" и врет, что это разные вещи.

2) ШЕСТЕРНЯ
зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев, а при равенстве их - ведущее зубчатое колесо.
Большой энциклопедический политехнический словарь, 2004
Почему так?
Согласно ГОСТ 16530-83 "Передачи зубчатые общие термины определения и обозначения",
Шестерня - Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев.
При одинаковом числе зубьев зубчатых колес передачи шестерней называется ведущее зубчатое колесо.
Вывод - из двух зубчатых колес, работающих в паре, только одна называется шестерня, а второе - колесо. Шестерня, это то зубчатое колесо, которое, как правило, крутится с большей угловой скоростью.
3) Согласно ГОСТ 17398-72 "Насосы. Термины и определения", Шестеренный насос -
Зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен, обеспечивающих геометрическое замыкание рабочей камеры и передающих крутящий момент.
Слово "шестерня" в единственном числе этот ГОСТ не употребляет вообще, и определения понятия "шестерни" также не содержит. Остается только попробовать вывести это определение из текста формулировки, от обратного:
Шестерни - рабочие органы зубчатого насоса, обеспечивающие геометрическое замыкание рабочей камеры и передающие крутящий момент.
Вывод - два рабочих органа, всегда работающих только в паре, этот ГОСТ называет шестернями, и их в единственном числе не бывает, как ножниц (если вынуть из насоса один рабочий орган, то он не станет шестерней, так как он один не может обеспечить геометрическое замыкание рабочей камеры и передавать крутящий момент согласно функции из ГОСТ 17398-72), а если их разобрать на две части, то каждая часть должна называться "половина шестерен", а не "одна шестерня", так же как "половина ножниц", а не "одна ножница"...
При этом такие шестерни вообще не являются зубчатыми колесами, и не являются зубчатой передачей, в понимании ГОСТ 16530-83, потому что в этом случае, только один рабочий орган был бы шестерней, а второй бы стал колесом, и вместе они не назывались бы шестернями.
Тем самым эти шестерни, не те шестерни, которые зубчатые колеса в зубчатых передачах, а те шестерни, которые рабочие органы в зубчатом насосе.
Как говорится, почувствуйте разницу, и, как принято в технике, на чертежах и в спецификациях надо указывать - "1/2 шестерен по ГОСТ 17398-72" или "шестерня по ГОСТ 16530-83". И в речи тоже надо добавлять, мол "шестерни для зубчатых насосов", "ведущая/ведомая половина шестерен для зубчатых насосов" или "шестерня для зубчатых передач"...

4) Так как согласно ГОСТ 17398-72 шестеренный насос это зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен..., то эти рабочие органы лишь похожи на шестерни или зубчатые колеса, но таковыми не являются. И обсуждаемый термин всегда следует понимать так, как говорится в ГОСТ 16530-83 и в словарях.
5) В классической технической литературе, рабочие органы зубчатых насосов называли - зубчатки. И любые зубчатые колеса тоже называли зубчатками.
Зубчатки в зубчатой передаче, могли быть либо шестернями, либо колесами, в зависимости от того, какое положение они там занимают. А в реверсивных передачах с равными зубчатками, одни и те же зубчатки вообще могли быть то шестерней, то колесом, в зависимости от направления вращения.
Как видно, ни стандарт ни словарь впрямую не определяет шестерню, как деталь насоса, а только как звено зубчатой передачи, и даже исключают саму возможность существования двух шестерен в паре, так как в паре одинаковых зубчатых колес, только одна становится шестерней - ведущая.
Отсюда и возник вопрос к сообществу - как следовало бы называть рабочие органы зубчатого насоса, что бы не путать "шестерню"c "шестернями", и "шестерни" с "зубчатыми колесами"?
При том, что ГОСТы СССР реально уже не действуют в РФ на обязательных условиях.
Прошу высказываться, какое из приведенных мнений вы поддерживаете?
А для тренировки понимания глубины и сложности вопроса, сначала предлагаю решить задачку -
Является ли насос с рабочими органами, представляющими собой прямозубые колеса с зацеплением Новикова, "шестеренным насосом", а пару этих колес - "шестернями", в понимании ГОСТ 17398-72?
Ответы на вопрос

Ответы

26.05.18 в 07:17
1
Томат или помидор?
26.05.18 в 11:46
печатает на Flyingbear P902
28
Сначала жена устроила мне истерику из-за того, что я назвал салат из помидоров овощным, ведь помидор — это ягода.
Спустя какое-то время, она попросила меня заскочить с работы в магазин и купить ей что-нибудь с ягодами.
Естественно, я купил ей томатной пасты.
26.05.18 в 07:25
печатает на RepRap
0
Мертвый или дохлый? Особенно утром в субботу?
26.05.18 в 07:42
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
1

1) Является ли предмет на изображении зубчатым колесом? Да
2) Является ли он ведущим колесом? Да
3) Является ли он, согласно
зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев, а при равенстве их - ведущее зубчатое колесо
шестерней? Нет. Хотя по всем вашим рассуждениям это шестерня.

Теперь зайдем с другой стороны, назовите, что изображено на этих картинках?

26.05.18 в 08:22
печатает на Prusa 8" i3
2
На первой картинке синхронный шкив. Зубчатым колесом он не является. Он не является колесом вообще
На остальных картинках шестерни/зубчатые колеса
26.05.18 в 13:17
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
1) С какого перепугу зубчатый шкив не является зубчатым колесом и колесом вообще? Он что, квадрат?
2) Так шестерни иль зубчатые колеса? Ведь спор об их различии.
26.05.18 в 13:28
печатает на Prusa 8" i3
0
1. Если вы всё круглое причисляете к колесам: тогда да - это колесо.
2. Это одно и то же.
26.05.18 в 13:43
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
По п1. считайте как хотите, хоть по стандартам это колесо, но в контексте вашего ответа более интересен пункт 2

п2. Вы вообще тему читали? Она как раз об отличиях зубчатого колеса и шестерни. Если вы, как и я, считаете что это практически одно и то же (наше с вами различие в том, что я и шкивы к зубчатым колесам отношу), то вам надо возражать не мне, а автору.
26.05.18 в 14:03
печатает на Prusa 8" i3
0
Если вы, как и я, считаете что это практически одно и то же , то вам надо возражать не мне, а автору.
Автор того же мнения. Возражать ему незачем.

наше с вами различие в том, что я и шкивы к зубчатым колесам отношу
Шкивы и беззубыми бывают. Если не синхронные
26.05.18 в 16:40
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Или вы с автором одно и то же лицо, или одно из двух, если вы отрицаете очевидное.
02.10.18 в 11:42
печатает на MakerBot Replicator 2
2
Шкив зубчато-ременной передачи не является ни зубчатым колесом ни шестерней, ни колесом вообще. Хотя круглый и по полу неплохо катается.
26.05.18 в 16:33
печатает на RL200A
0
2) Так шестерни иль зубчатые колеса? Ведь спор об их различии.
Нее!

Вопрос в том

эти шестерни, не те шестерни, которые зубчатые колеса в зубчатых передачах, а те шестерни, которые рабочие органы в зубчатом насосе.
26.05.18 в 17:44
печатает на RepRap
1
Колесо катится. По линии или по другому колесу, в любом случае по чему-то жёсткому.
Шкив не катится, шкив обхватывается. Ремнём или тросом, в любом случае чем-то гибким.
А есть ещё "шпуля". На неё нечто гибкое наматывается. Шкив шпулей не является.
27.05.18 в 01:35
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
То есть если эквилибрист в цирке катается на лисапеде по канату, то это означает, что у него не колеса в лисапеде, а шпули, иль шкивы? Эт вы где такое определение колеса взяли?
По какой жесткой поверхности, иль линии, иль другому колесу и т.д. по вашему катится гребное колесо?
28.05.18 в 16:58
печатает на RepRap
0
Натянутый канат определённо не наматывается на колесо и является почти прямой линией.
Гребное колесо катится по воображаемой (как и колесо зубчатое) линии, параллельной поверхности воды.

Шкив по ремню не катится, он им обхватывается на заметную часть своей окружности. К шпуле трос и вовсе прикреплён, и наматывается на много витков. А вот если ремень приклеить к плоскости, то катящийся по нему как по рейке шкив сразу станет колесом. Может даже зубчатым.
28.05.18 в 17:14
0
А вот если ремень приклеить к плоскости, то катящийся по нему как по рейке шкив сразу станет колесом. Может даже зубчатым.
А что, хорошее наблюдение. Аналог зубчато реечной передачи.
28.05.18 в 19:47
печатает на RepRap
0
Это не аналог, это и есть реечная передача, только изготовленная несколько нетрадиционным способом.
28.05.18 в 18:18
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Берем определение шкива

ШКИВ
деталь машины-орудия, двигателя, электромотора, трансмиссии и пр. - колесо с широким ободом (1), спицами(2), ступицей (4), имеющей отверстие для вала (3) и канавку для шпонки, закрепляющей шкив на валу. Ш. передает или принимает при помощи ремня, каната, тросса, стальной ленты и пр. вращение с одного вала надругой.
Хотелось бы услышать ваше подкрепленное чем-то определение колеса, шкива и т.д. Поскольку по академическому определению шкив это всеж колесо.
А в принтере и вовсе не шкив а шестерня, поскольку там применяется не ременная передача (передающая вращение с одного вала на другой посредством ремня) а реечная передача (преобразующая вращательное движение в линейное) с гибкой резиновой рейкой.
28.05.18 в 19:00
0
Поскольку по академическому определению шкив это всеж колесо.
В этом случае "колесо" базовое понятие, через которое определяется новое. И это не значит что шкив это колесо. Это деталь типа колеса, но передающее чего то куда то...
Да и определение то так себе, про какие то шкивы, похожие на колесо от телеги...
28.05.18 в 23:57
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Вот именно, что колесо это базовое понятие, изобретенное на тысячи лет раньше шестерен.
Поэтому да, колесо не только в зубчатой передаче, но и в телеге.
28.05.18 в 20:02
печатает на RepRap
0
Что ж тут все определения с обратной стороны взять пытаются. Если шкив похож на колесо, то и колесо это шкив, угу.
Шкив тут кстати не только "колесо", но ещё и канавку для шпонки имеет. А за написание "тросса" с двумя "с" такое определение должно быть сразу окончательно рассово решено.

Гибких реек не бывает как раз по определению. И ремень вовсе не обязан передавать именно вращение. За ремень, как и за трос и цепь (от которых он отличается лишь нюансами), спокойно можно тянуть.
28.05.18 в 23:53
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Когда нет аргументов доеб...сь до орфографии, ага.
не бывает как раз по определению
По какому определению?


спокойно можно тянуть
И за колесо можно тянуть, и за рейку, и за рычаг, и за лямку и т.д. К передачам это как относится?
29.05.18 в 02:06
печатает на RepRap
0
Аргументов, как вы могли легко заметить, есть. Однако правило тринадцатого удара: если в "определении" ТЕРМИН написан с грамматической ошибкой, значит и суть там наверняка небезупречна. Несите другое определение, правильное хотя бы формально, тогда будет с чем поспорить.

По вашему же. "А что такое зубчатая рейка? Это сектор цилиндрического зубчатого колеса, диаметры делительной и однотипных соосных поверхностей которого бесконечно велики, вследствие чего эти поверхности являются параллельными плоскостями, а концентрические окружности - параллельными прямыми." Как только "рейка" гнётся, она перестаёт быть прямой. А ремень при работе не может не гнуться. Да, из ремня можно сделать рейку, но при этом он уже не работает как ремень.

Ремень, тянущий каретку — передача, преобразующая вращательное движение в поступательное.
29.05.18 в 03:06
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Ремень, тянущий каретку — передача, преобразующая вращательное движение в поступательное.
Тянущий ремень это из линейного в линейное, в каком месте вращательное то?

Шкив:
БСЭ- вращающаяся деталь ремённой передачи (См. Ремённая передача) или канатной передачи (См. Канатная передача), выполненная в виде колеса, охватываемого гибкой связью.
ТС Ушакова - Колесо, которое дает движение приводному ремню
Словарь иностранных слов русского языка - Колесо, приводимое в движение бесконечным ремнем
Энциклопедический словарь - Колесо, которое передаёт движение приводному ремню или канату

Википедия - фрикционное колесо с ободом или канавкой по окружности, которое передаёт движение приводному ремню или канату.
29.05.18 в 14:11
печатает на RepRap
0
Ремень ведь не руками или рычагом тянут. Ремень тянут вращающимся шкивом. Вы как-то постоянно пытаетесь очень избирательно рассмотреть не ремень в целом, а брать очень отдельные его участки. К принтеру с ножницами лучше не подходите, а то от такого метода он может перестать работать.

А что словарь Даля про это говорит?
Особенно забавно из вашей подборки то, что в мотоцикле оказывается есть один шкив по Энциклопедическому словарю, и другой по Словарю иностранных слов русского языка.
Однако вы снова допускаете формальную ошибку: то, что "шкив" объясняют как "это похож на такое колесо", никак не является определением собственно колеса. А также, как я уже написал, путаете вид и функцию. Одна и та же деталь в разных механизмах может быть колесом, шкивом, шпулей, и даже звёздочкой, в зависимости от других деталей.

Википедия же привычно несёт ерунду. По такому определению шкивом не является ни зубчатый шкив, ни натяжной ролик.
28.05.18 в 18:10
1
Эт вы где такое определение колеса взяли?
Вспомните, как у Суруханова
Скрип колеса,
Лужи и грязь дорог...

Отсюда можно вывести признак колеса -
Вращение колеса сопровождается скрипом.

Шкивы, а тем более, шпули, они не скрипят, а, значит, к колесам не относятся... ИМХО
28.05.18 в 18:21
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Маразм крепчал.
Значит зубчатые колеса не колеса вовсе, потому-что колеса это ржавые петли и сверчки?
28.05.18 в 18:39
печатает на RL200A
0
Значит зубчатые колеса не колеса вовсе,
Это не ведомо. В песне про зубчатые колеса ничего не поется. :(

P/S/
Я лично это всерьез не принял! :)
29.05.18 в 14:13
печатает на RepRap
1
Всегда считал что это песня про скрипку-лису. А скрипят в шкивах действительно только ремни и подшипники.
26.05.18 в 13:40
печатает на RL200A
0
1) Является ли предмет на изображении зубчатым колесом? Да
2) Является ли он ведущим колесом? Да
3) Является ли он шестерней? Нет.
1) Нет. Это зубчатый шкив
2) Нет. Возможно, это ведущий шкив
3) Ведущий шкив не является шестерней.

назовите, что изображено на этих картинках?
1) Сдвоенное зубчатое колесо, состоящее из шестерни (малое) и колеса (большое)

2) Зубчатое колесо.
26.05.18 в 16:36
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
1.1. Обоснуйте, почему зубчатый шкив не зубчатое колесо?
2.1. Если это большое колесо приводит в движение еще большее колесо, то почему оно не шестерня?
2.2 Если это ведущее колесо меньшего диаметра, то почему оно не шестерня?
26.05.18 в 19:59
печатает на RL200A
0
1.1. Обоснуйте, почему зубчатый шкив не зубчатое колесо?
2.1. Если это большое колесо приводит в движение еще большее колесо, то почему оно не шестерня?
2.2 Если это ведущее колесо меньшего диаметра, то почему оно не шестерня?
1.1. ГОСТ 16530-83 "Передачи зубчатые общие термины определения и обозначения"
1.1.3. Зубчатое колесо
Зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное движение другого зубчатого звена (черт. 2).

2.1. Он (шкив) не шестерня, потому что он и не зубчатое колесо в понимании ГОСТ 16530-83
2.2. Это не колесо
27.05.18 в 02:14
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
1.1 А с какого перепугу шкив должен описываться гостом на зубчатые передачи, если он относится к ременным передачам?
По вашей логике у вас во рту не зубы а некие костные образования, поскольку согласно вашего ГОСТ 16530-83 зуб это:
1.1.1 Зуб - Выступ на звене для передачи движения посредством взаимодействия с соответствующими выступами другого звена.

2.1 Это шкив?

2.2 Это не колесо?
27.05.18 в 02:30
печатает на RL200A
0
Элементарно, Ватсон!
Вы спросили,
Обоснуйте, почему зубчатый шкив не зубчатое колесо?
Я ответил, что зубчатое колесо это "Зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное движение другого зубчатого звена (черт. 2)."
При этом очевидно, что зубчатый шкив не соответствует этому определнию.
Вот по этой причине, зубчатый шкив не зубчатое колесо.

По вашей логике у вас во рту не зубы а некие костные образования,
Это по вашей логике.
2.1 Это шкив?
Нет

2.2 Это не колесо?
Нет. Возможно это зубчатое колесо. Но только в том случае, если применяется в зубчатой передаче, что не видно на фото одиночной детали...
27.05.18 в 06:34
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
1) Значит вы утверждаете, что у вас во рту нет зубов, поскольку Зуб это Выступ на звене для передачи движения посредством взаимодействия с соответствующими выступами другого звена?
Иль всеж определения из ГОСТ 16530-83 относятся исключительно к зубчатым передачам?

2) Так я услышу от вас название изображенных предметов безотносительно их возможного применения? Например если я соберусь этими предметами гвозди заколачивать они молотком называться не станут.
27.05.18 в 07:43
печатает на RL200A
0
определения из ГОСТ 16530-83 относятся исключительно к зубчатым передачам?
Совершенно верно

Так я услышу от вас название изображенных предметов безотносительно их возможного применения?
Что касаемо слова шестерня, то оно определено только для зубчатых колес в зубчатой передаче. Для других случаев, мне не известно.
27.05.18 в 08:23
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Совершенно верно
Так какого лешего вы определения из этого ГОСТа лепите к шкиву?
Хотя, с некоторой натяжкой, можно зубчато-ременную передачу отнести к реечной зубчатой передаче, поскольку в тех же 3D-принтерах ремень несет функцию не столько приводного ремня (для передачи вращения на другой шкив) сколько гибкой рейки, для преобразования вращательного движения в линейное. И тогда, согласно вашего ГОСТа, шкив превращается в шестерню.

Для других случаев, мне не известно.
Занимайтесь самообразованием, расширяйте кругозор. Кроме ГОСТ 16530-83 существует великое множество других гостов, словарей, справочников и т.д. И может для вас будет открытием, но слово шестерня существовало задолго до 1983 года, в котором был изобретен ваш любимый ГОСТ, и даже задолго до того, как были придуманы вообще какие-либо ГОСТы. И как по вашему раньше определяли, шестерня это, иль звезчатка. Иль люди, не знакомые с вашим гостом определяют. А уж как бедные иностранцы , у которых наши госты не действуют, определяют, вообще жуть.
27.05.18 в 12:58
печатает на RL200A
0
Кроме ГОСТ 16530-83 существует великое множество других гостов,
но ни один из них более не содержит определения термина "шестерня"...
И как по вашему раньше определяли, шестерня это, иль звезчатка.
зубчатка...
Определяли так - которая меньшая, та - шестерня.
27.05.18 в 13:18
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
И в каком госте содержится определение "шестеренка"?

Научно-технический энциклопедический словарьШЕСТЕРНЯ, зубчатое колесо, прикрепленное к вращающейся оси. Зубцы одной шестерни захватываютдругую и, таким образом, передают и видоизменяют движение и ВРАЩАЮЩИЙ МОМЕНТ. Меньшая из парышестеренок называется малым зубчатым колесом.

Энциклопедический словарьШЕСТЕРНЯ́ -и; мн. род. -рён, дат. -рня́м; ж. Зубчатое колесо, передающее вращательное движение.

Современный толковый словарь русского языка ЕфремовойШестерня. Зубчатое колесо, передающее движение.

Так вы наконец скажете, как называются предметы, изображенные на картинке? Дам подсказку, я не собираюсь их использовать в зубчатой передаче, я собираюсь ими забивать гвозди.
27.05.18 в 13:53
печатает на RL200A
0
И в каком госте содержится определение "шестеренка"?
Я такого не знаю.

я собираюсь ими забивать гвозди.
Дайте еще подсказку, забивать гвозди - это является передачей вращательного движения?
27.05.18 в 13:56
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Естественно не является.
Так как называются эти предметы?
27.05.18 в 17:16
печатает на RL200A
0
А можно совместное фото этих предметов и гвоздей, которые Вы ими собираетесь забивать?
А то есть сомнение, что такая цель разумна.
26.05.18 в 14:04
печатает на Flyingbear P902
2
На первой картинке зубчатый шкив, т.к. он не может соприкасаться с другим зубчатым колесом/шкивом. Может соприкасается только с ремнем.
На двух остальных - шестеренки, т.к. они могут соприкасаться между собой.

Я так мыслю.
26.05.18 в 16:36
печатает на RL200A
0
На двух остальных - шестеренки, т.к. они могут соприкасаться между собой.
"Шестеренки" или "зубчатые колеса"?
26.05.18 в 16:45
печатает на Flyingbear P902
0
А без разницы, они для меня синонимы.
26.05.18 в 20:02
печатает на RL200A
0
они для меня синонимы.
Это значит что в этом вопросе Вы далеки от науки, техники и производства.
26.05.18 в 20:26
печатает на Flyingbear P902
0
Круто! По одному моему высказыванию, определили мои знания :))) Вы прям экстрасенс.
26.05.18 в 20:39
печатает на RL200A
0
Вы прям экстрасенс.
Ну что Вы! Это просто логика..
Если Вы в некотором обсуждаемом вопросе используете слова "шестерня" и "зубчатое колесо" как синонимы, то Вы явно не следуете определениям, установленным в ГОСТ 16530-83, а он, в свою очередь, указывает, что " Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения основных понятий.."
Из этого только один вывод

Это значит что в этом вопросе Вы далеки от науки, техники и производства.
Как в других вопросах, областях или темах, я ни чего не говорил. И знания Ваши не оценивал.
26.05.18 в 20:58
печатает на Flyingbear P902
0
Т.е. вы оставили на моей совести гуманитарные области? Ну ОК.
26.05.18 в 21:05
печатает на RL200A
0
Я затронул только один частный вопрос - "шестерня vs зубчатое колесо". И только.
27.05.18 в 08:21
печатает на Flyingbear P902
0
Это значит что в этом вопросе Вы далеки от науки, техники и производства.
и
Я затронул только один частный вопрос - "шестерня vs зубчатое колесо". И только.
Как по мне, то не совсем сочетается.
Ну да ладно.
27.05.18 в 13:37
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
т.к. он не может соприкасаться с другим зубчатым колесом/шкивом. Может соприкасается только с ремнем
А что такое не замкнутый зубчатый ремень? Это резиновая зубчатая рейка.
А что такое зубчатая рейка? Это
сектор цилиндрического зубчатого колеса, диаметры делительной и однотипных соосных поверхностей которого бесконечно велики, вследствие чего эти поверхности являются параллельными плоскостями, а концентрические окружности - параллельными прямыми.
Поэтому пара зубчатые шкив-ремень для управления осями принтера, под понятие ременной передачи (в которой вращательный момент передается от одного шкива другому посредством ремня, а передаточное число зависит от диаметров шкивов) не подходит, поскольку ремень является непосредственно рабочим элементом, а не передаточным звеном. Зато полностью подходит под определения и формулы зубчатой реечной передачи, в которой происходит преобразование вращательного движения в линейное. Соответственно в 3D-принтере шкив является шестерней.
28.05.18 в 20:06
печатает на RepRap
0
И где же в принтере ремень является ПРЯМЫМ?
28.05.18 в 23:40
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Вдоль любой оси
29.05.18 в 01:57
печатает на RepRap
0
Наводящий вопрос: а где он обхватывает шкивы?
29.05.18 в 02:20
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Наводящий вопрос: Сколько щкивов на оси Х? На оси Y? Куда передается вращение?
А определением ременной передачи является передача Вращения между шкивами посредством ремня. Передаточное соотношение этой передачи не зависит от ремня а определяется соотношением диаметров шкивов.
Далее курим определение реечной передачи, из любого источника, которому доверяете, и ищете, что из этого определения и формул не подходит к зубчатому ремню.

ЗЫ. Вы кстати цепь упоминали, как аналог ремня. Подойдите к байкерам, и докажите им, что у них цепь не шестерню крутит, а шкив.
29.05.18 в 02:54
печатает на RepRap
0
Вращение передаётся в линейное перемещение кареток. Щкивов на каждой оси минимум один, приводной, реально нужен ещё второй, для возврата ремня.

Определением откуда? Снова с грамматическими ошибками? Я вам открою секрет: ременные передачи вообще не зависят от зубов, зубчатый ремень отличается от гладкого только меньшим проскальзыванием, а так могут работать хоть гладкий ремень с зубчатыми шкивами, хоть наоборот.
К зубчатому ремню не подходит то, что рейка ПРЯМАЯ. Ремень же всегда обхватывает шкив небесконечного диаметра, и прямым быть никак не может.

Вы сделали мою ночь. Прелесть какая: цепь, оказывается, крутит шестерню!
Цепь крутит приводные звёздочки, отличающиеся от шкивов только повышенной зубастостью. Сама же цепь отличается от ремня тоже только состоянием из отдельных звеньев, и вполне может работать по шкивам. В том числе клиновым, в цепном вариаторе например.
У самых понтовых (и самых беспонтовых) байкеров же крутит именно шкив, и самый настоящий ремень.
29.05.18 в 04:23
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Вращение передаётся в линейное перемещение кареток.
А вращательное движение в линейное преобразуется где? Правильно, в реечной передаче.

реально нужен ещё второй
В ременной передаче да, это обязательное условие.


Я вам открою секрет: ременные передачи вообще не зависят от зубов
Секрет полишинеля? Вы же отвечали на это
Передаточное соотношение этой передачи не зависит от ремня а определяется соотношением диаметров шкивов

А вот оси принтера впрямую зависят от зубов, все знают что шаг зубов у GT2 = 2мм, а на шкиву 16 зубов, соответственно 1 оборот движка даст 32мм линейного перемещения. А вот какой диаметр этого шкива, практически никто не сможет сказать, он никому не интересен.

оказывается, крутит шестерню!
Цепь крутит приводные звёздочки
Спор начинался с того, что шестерни правильно называть звездочками. Теперь дошли до того, что звездочки не шестерни. Дерзайте дальше.
29.05.18 в 14:27
печатает на RepRap
0
Вращательное движение преобразуется в линейное в добром десятке передач. По такому заявлению ремень не только рейка, но ещё и винт, и кривошип с крейцкопфом (при том, что есть прекрасное русское слово кросхед).
У рейки есть обязательный признак: она прямая. А не гнётся вокруг шкива. Разве что цирковой канат под рейку немного не проходит, но он провисает под акробатом таки из-за несовершенства мира, но не потому что это нужно для работы колеса.

Второй шкив нужен при передач ремнём вращения. Один шкив преобразует вращение в линейное движение, второй — линейное во вращение. Замкнутые ремни используются чаще всего, вот и пишут в основном про них.

>А вот оси принтера впрямую зависят от зубов

Всё же не впрямую. Первичен всё равно диаметр, особенно при подборе гладких роликов, а ещё точнее — длина делительной окружности. Она же в точности равна произведению шага ремня на число зубов шкива. Говоришь число зубов, значит сразу говоришь и диаметр.
Ремень же не важен. Передача будет (наплевав на проскальзывание) работать точно так же, если взять ремень того же профиля без зубов, или вывернуть наоборот имеющийся.

А вот здесь вы прямо врёте. Или показываете неспособность в прочесть конкретные термины. Спор начался с того, что шестерни правильно называть зубчатыми колёсами. Кое-где пытались назвать шестерни зубчатками (просторечное, устаревшее). Термин "звёздочки" появился тут первый раз, и только в связи с вашим незнанием терминологии приводных цепей.
И да, я проверил. Что "звезд", что "звёзд", встречается исключительно в этих трёх каментах.
29.05.18 в 14:40
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
По такому заявлению ремень не только рейка, но ещё и винт, и кривошип с крейцкопфом

На данном фото шестерня, шкив, винт, или кривошип с крейцкопфом?


а ещё точнее — длина делительной окружности
А вот с этого места поподробнее. Что такое делительная окружность?
29.05.18 в 15:16
печатает на RepRap
0
Пресс-папье. Или открывашка для бутылок.
На данном фото предмет, похожий на зубчатое колесо или шкив. Что конкретно — зависит от того, используется ли он с рейкой или с ремнём.

Поподробнее — в учебниках. Кратко, делительная окружность это окружность гладкого колеса или шкива, работающего идентично нашему зубчатому. По ней катится такая же окружность другого колеса и средняя линия рейки (которая согласно вашему же определению та же окружность, только бесконечного диаметра), её обхватывает средняя линия ремня (независимо от его типа). Используется во всех расчётах, чтобы не путаться в отдельных зубьях и профилях.
29.05.18 в 15:23
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Ссылочку на ваш учебник по делительной окружности шкивов. А то в серьезной литературе такого нет.
29.05.18 в 16:04
печатает на RepRap
0
Ваша "серьёзная литература" (Словарь иностранных слов?) вообще про зубчатые ремни и шкивы знает?

"Делительная окружность шкива совпадает с нейтральным слоем ремня". Учебник для техникумов "Детали машин", издание пятое, 1999 год.
29.05.18 в 16:30
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
И что там написано? Скрин или ссылку на текст предоставите?
Я в институте учился, а не в техникуме, но полагаю что там так:

Шкив передачи представляет собой зубчатое колесо, головки зубьев которого срезаны до диаметра, расположенного ниже делительной окружности (делительная окружность шкива совпадает с нейтральным слоем ремня).
И вы из этого выделили только то, что в скобках?
29.05.18 в 17:14
печатает на RepRap
0
Вы утверждали, что в серьёзной литературы нет делительной окружности шкивов. Выделенное из скобок наглядно и без излишеств показывает что вы снова неправы — в серьёзной литературе делительная окружность шкива есть.

Обычно же да, сразу рассматривают делительный диаметр. Точнее, расчётный или эффективный, так как деление имеет смысл лишь конкретно для зубчатых шкивов.
29.05.18 в 17:20
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Ну вот, наконец то вы сами дали ссылку на то, что
Шкив передачи представляет собой зубчатое колесо
что и требовалось доказать.

Диспут окончен
29.05.18 в 18:15
печатает на RepRap
0
Ага, только вы опустили уже необходимые слова: "головки зубьев которого срезаны".
Кроме того, это верно только для модульных ремней. Шкив для наших любимых GT2 зубья имеет круглые, без всякой эвольвенты, и зубчатое колесо собой не представляет.
30.05.18 в 02:00
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Вы хотите подиспутировать о том, является ли эвольвента определяющим элементом зубчатого колеса?
Ссылку на то, где это написано.
Без ссылок диспут закончен.
01.06.18 в 01:29
0
является ли эвольвента определяющим элементом зубчатого колеса?
В общем то нет. Просто эвольвентное зацепление самое распространенное, и иное практически сложно встретить вообще, кроме теории...
01.06.18 в 01:24
0
Кое-где пытались назвать шестерни зубчатками (просторечное, устаревшее).
НЕ кое-где, а практически повсеместно. И вполне научно, а не просторечное. Но, ДА - устаревшее. А жаль. Ведь "звездочки" остались, а это слова из одной "обоймы"...
26.05.18 в 07:51
печатает на RepRap
0
Куча слов, это явно не к 3д печатникам, Вам бы на форум лингвистов.
26.05.18 в 08:04
печатает на Wanhao Duplicator i3 v 2.1
0
Нуу, с рассуждениями о том, что слово "шестерка" происходит от "шестеренка", на форуме лингвистов его пошлют далеко и надолго.
26.05.18 в 08:38
печатает на Anet A6
0
Думаю правильно называть зубчатые колеса - шестернями, если в рабочем зацеплении находятся 3 зуба на каждом зубчатом колесе, 2 колеса дают в сумме 6 зубьев, откуда и название -шестерня.
26.05.18 в 14:07
печатает на RepRap
0
Значит шестерен не существует. Потому что в рабочем зацеплении всегда находятся 2 зуба с обоих зубчатых колёс.
26.05.18 в 14:49
печатает на Anet A6
0
Немного, видно, не так выразился. Уточню - Две пары зубьев входят в зацепление,две пары в зацеплении,две пары выходят из зацепления-итого шесть.
П.С. Если исходить из этого, то любое зубчатое колесо является шестернёй. Но это только одна из точек зрения, которая не является фактом. П.П.С. Так же можно сказать, что любое зубчатое колесо, с кол-вом зубьев больше 6 является, шестерёнкой, т.к меньшее кол-во зубьев приводит к утончению ножки зуба - то же одна из точек зрения. Выше VladimirKHV, не зря упомянул лингвистов, споров о происхождении слова много, а ответа нет.
26.05.18 в 16:30
печатает на RepRap
0
Угу, а ещё сорок восемь пар отходят от зацепления и подходят к нему. Зацепление "сразу трёх пар" — распространённое заблуждение, бытующее среди тех, кто ни разу не видел гифки с работой эвольвентного зацепления.

Вот шесть как минимальное число зубьев для (приличной) шестерни уже похоже на правду.
26.05.18 в 17:23
печатает на RL200A
0
Вот шесть как минимальное число зубьев для (приличной) шестерни уже похоже на правду.
Да, есть такая версия возникновения слова шестерня. Только не не 100%.

Тут на портале высказывали такую версию -


Мне вот доводилось слышать от старых мастеров слово - "шустерня"...
И ведь ни кто не знает как вообще произошло само слово "шестерня", как оно изменялось...
Ведь сначала было слово - зубчатка, для обозначения зубчатых колес. Очень древнее, но понятное слово.
А вот шестерня, это не просто зубчатка, а та из двух, которая быстрее крутится. А может шустрее?
Тут вот говорилось о жаргоне. Ну так ведь был еще и заводской жаргон, среди работяг. И кто знает, может слово шестерня или шустерня когда то на заре промышленной революции было жаргонным синонимом какого ни будь заморского словечка типа ritzel... Инженеры то были голландские, и все говорили по немецки, русских обозначений не было, и наши работяги как могли придумывали свои слова.

26.05.18 в 18:51
печатает на Anet A6
0
Зацепление "сразу трёх пар"
Внимательно читаем выше! Объяснил ведь.
кто ни разу не видел гифки
Может правильнее, кто не разу не видел реальной передачи? Я вам на заборе не то могу нарисовать. Удачи вам в разглядывании картинок.
26.05.18 в 19:07
печатает на RepRap
0
Как показывает нам распространённость заблуждения, в "реальной передаче" можно рассмотреть, а точнее не рассмотреть что угодно.
Нарисуйте на заборе передачу, пользуясь законами геометрии, и увидите суть заблуждения сами.
26.05.18 в 19:20
печатает на Anet A6
0
Что-то ничего не понял. В чем я заблуждаюсь? В том что пара выходит из зацепления, пара работает, пара входит в зацепление? И в чем же заблуждение? В принципе работы зубчатой передачи? А по поводу гифки, я так понимаю вы её посмотрели в Вики? Так вот на вашей картинке, зубчатая передача с эвольвентным зубом. А зубья к вашему сведению бывают разные, вплоть до "палочек" натыканных в "диск", и что нам дает ваша картинка? Идите на завод и смотрите в живую, теоретик интернета.
ПС. Какой то бессмысленный спор. Адью.
26.05.18 в 19:57
печатает на RepRap
0
Вот именно в "пара выходит из зацепления, пара входит в зацепление". Почему не считаются ещё сорок восемь пар, что подходят к зацеплению и отходят от него? Почему именно три пары, а не пять или семь? Сова трещит и вырывается.
Заблуждение в том, что в зацеплении якобы находится больше одной пары зубьев.

Зубья бывают очень разные. С неэвольвентной формой как раз прекрасно очевидно, что всегда работает только одна пара, все соседние разделены здоровыми такими щелями. Хохма в том, что слово "шестерня" появилось до изобретения эвольвенты и её визуального обмана.

Я так понимаю, Вы завод только со стороны забора и видели? При чуть более близком рассмотрении любого механизма стремительно настаёт понимание, что соприкосновение подобных скользящих частей по трём линиям (считая оси) — большая удача, по четырём же вовсе невозможно, ибо моментально заклинит.
26.05.18 в 20:20
печатает на Anet A6
0
Почему не считаются ещё сорок восемь пар
Потому что их(пар) нет, остальные зубья не участвуют в момент времени в зубчатой передаче. Берется только действие происходящее с зубьями единовременно.
больше одной пары зубьев
Вы меня не поняли, я не утверждаю, что в зацеплении находятся 3-и пары зубьев. Так как это опровергает "пара выходит из зацепления,пара в ЗАЦЕПЛЕНИИ(одна), пара входит в зацепление". Эвольвента кстати отчасти для этого и расчитывается, чтобы выполнить три этих условия.

"шестерня" появилось до изобретения эвольвенты
Полностью согласен.
завод только со стороны забора и видели?
Если считаете 8 лет работы на маш.заводе, по 5-и специальностям и начальником ПРБ, то да - со стороны забора.
о трём линиям (считая оси)
Кстати в интернете и эта тема проскакивала по поводу происхождения слова "шестерня". По три оси на колесо.
26.05.18 в 22:59
печатает на RepRap
0
Ладно, согласен с вариантом про три пары зубьев как версией происхождения слова, хотя и не считаю её особо правдоподобной. Однако про эвольвенту таки нет. Там максимум две пары зубьев участвует. Одна работает, другая входит или выходит. В середине работы каждой пары зубов же между соседними ещё заметный люфт. Эвольвента же нужна чтобы передаточное отношение всегда оставалось одинаковым, независимо от точек соприкосновения и межосевого расстояния.
26.05.18 в 23:08
печатает на RL200A
0
"шестерня" появилось до изобретения эвольвенты
Эвольвента предложена в 1754 г. Эйлером.

Слово "шестерня" - это русское слово. И что- то я сомневаюсь что оно было в ходу еще в 18 веке, с учетом того, что промышленности толком не было, часовщиков толком не было, а крестьяне были не в теме...
26.05.18 в 23:29
печатает на Anet A6
0
Остается только гадать, но если глянуть у Ожегова, то слово шестерня - это измененное шестерик, которое было наверно задолго до 1754 года. Истину навряд ли сейчас можно найти, т.к. еще Кирилл и Мефодий славно поиздевались над исконно русским языком.
26.05.18 в 23:48
печатает на RL200A
0
Сегодня то мало кто понимает что такое шестерня, а 150 лет видимо совсем не знали :)
27.05.18 в 04:56
печатает на Anet A6
0
:) Верно подметили.
26.05.18 в 16:37
печатает на RL200A
0
Думаю правильно называть зубчатые колеса - шестернями, если в рабочем зацеплении находятся 3 зуба
А я думаю, что правильно называть так, как это требовал ГОСТ
26.05.18 в 18:45
печатает на Anet A6
1
Поверьте, как старому работяге, без слова х***я, работа на заводе встанет. Поэтому, как не назови лишь бы было понятно. К черту ГОСТовские названия, лишь бы производилось по ним. Если название для бумажки то да, согласен, только ГОСТ, а для разговорного жанра, нее спасибо.

ПС. Анекдот:
Запретили, значит, на заводе матюкаться. На следующий день, работа встала. Начальство приходит в цех и спрашивает работников: - Почему работа стоит? Те отвечают: - Дак, матькаться нельзя, а пока вспомнишь, как та или эта хреновина называется, пол дня пройдет. :)
По сути - это не анекдот, а правда жизни.
26.05.18 в 20:27
печатает на RL200A
0
Если название для бумажки то да, согласен, только ГОСТ, а для разговорного жанра, нее спасибо.
Так в том и дело! С того весь сыр бор и пошел....

Ладно люди тут на портале общаются, обсуждают свои самоделки, называют зубчатые колеса шестернями, шпульки шпильками, цилиндры стаканами, колеса дисками, диски шкивами и тд и тп...
Но, появляется один хороший человек и начинает тут обсуждать коммерческий продукт - зубчатый насос-дозатор для шоколадной массы (это я уже на технический язык перевел), который он разработал для продажи и запустил в производство.
Ну как в таком случае можно довольствоваться разговорным языком при описании промышленного изделия и при обсуждении сопроводительной документации?
26.05.18 в 20:40
печатает на Anet A6
0
Ничего подобного я в посте не увидел. Прочитайте два первых абзаца, дальше только выдержки из ГОСТ и некоторые выводы автора. Всё. Так что, как разговорный, так и технический стили приветствуются.
26.05.18 в 20:56
печатает на RL200A
0
Ничего подобного я в посте не увидел.
Я бы сказал так - Уже не увидел...
Замес получился не шуточный, и кое кто вмешался и свой властной рукой... ну Вы поняли..
26.05.18 в 21:06
печатает на Anet A6
0
Ну вот, а я все пропустил :( . Я буду плакать и сучить ножками. :)
27.05.18 в 08:36
печатает на Flyingbear P902
0
Но, появляется один хороший человек и начинает тут обсуждать коммерческий продукт - зубчатый насос-дозатор для шоколадной массы (это я уже на технический язык перевел), который он разработал для продажи и запустил в производство.
Ну как в таком случае можно довольствоваться разговорным языком при описании промышленного изделия и при обсуждении сопроводительной документации?
Я например не заметил документацию по ГОСТ. Было только описание экструдера и как его собирать и пользоваться им.
Вы думаете что людей, которые хотят купить его экструдер, остановит от покупки отсутствие "правильной" документации? Я лично так не думаю. Даже, если бы вообще не было никакой документации, то и это не остановит заинтересованных людей от покупки.

Предполагаю, что одной из основных целей разработки была коммерческая. Как считаете, разработчик достиг этой цели? Я например, считаю, что да, достиг. И это самое главное.
Подозреваю что документация по ГОСТ у разработчика всё же есть, иначе бы как он отдавал в производство изготовление тех или иных деталей. Может с документацией ему помогли - думаю это нормально. Но эта документация "простым" людям ничего не даст, они её просто не поймут. И поэтому разработчик выбрал такое описание, которое было бы понятно большинству.
26.05.18 в 20:07
печатает на RL200A
1
Думаю правильно называть зубчатые колеса - шестернями, если в рабочем зацеплении находятся 3 зуба на каждом зубчатом колесе, 2 колеса дают в сумме 6 зубьев, откуда и название -шестерня.2.2.4. Шестерня
Если в быту или на отдыхе, то возможно Вы и правы.
А если в науке, технике и производстве, то

ГОСТ 16530-83

2.2. Зубчатое колесо в передаче

2.2.4. Шестерня
Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев.
П р и м е ч а н и е . При одинаковом числе зубьев зубчатых колес передачи шестерней называется ведущее зубчатое колесо.
2.2.5. Колесо
Зубчатое колесо передачи с большим числом зубьев.
П р и м е ч а н и е . При одинаковом числе зубьев зубчатых колес передачи колесом называется ведомое зубчатое колесо.
как то так....
26.05.18 в 20:30
печатает на Anet A6
0
в науке, технике и производстве
Анекдот ведь прочитали? :) Поэтому не в быту и на отдыхе. а при реальной разработке, на заводе где работал, технологи, инженера, никогда не пользовались в обсуждениях вашими выписками из ГОСТ. Ведущая шестерня и ведомая шестерня - всё никаких заморочек, и всё всем понятно. А вот при оформлении документации, в обязательном порядке. Сами сформулируйте диалог, скажем про редуктор, с учетом названий, которые дает нам ГОСТы, зубодробительная комбинация получится, еще и не всем понятная.

ПС. Я своего мнения и опыта не навязываю. Нравится вам, делать всё по правилам, только рад. Может именно из-за таких, как вы, можно встретить еще качественные вещи.
26.05.18 в 20:49
печатает на RL200A
0
при реальной разработке, на заводе где работал, технологи, инженера, никогда не пользовались в обсуждениях вашими выписками из ГОСТ. Ведущая шестерня и ведомая шестерня - всё никаких заморочек, и всё всем понятно.
Не! Тут я не буду спорить!
Я сам очень любил когда то слушать, как работяги обсуждают с мастером какую то проблему вокруг какой то невообразимой железяки, над которой они колдуют по заказу непрофильной конторы. Там даже гипотетически невозможно предположить, что кто то из них вообще знает как там что называется... Но они обсуждают! И достигают результат! И "даже ни кто не матерится"!

Но все равно, помню, что работяг постоянно собирали на какие то курсы, обучали, объясняли, давали "корочки", разряды. В том числе и терминологии учили и ГОСТам, нормалям...
26.05.18 в 21:04
печатает на Anet A6
0
Не! Тут я не буду спорить!
Как это не буду? А я уже материться собирался! :D
И "даже ни кто не матерится"!
Речь ведь шла не именно про мат, а про терминологию, которая принята в том или ином кругу. Работал еще и на другом заводе, но не долго, чуть больше года. Там наоборот старались, использовать только правильные термины, было ни чем не хуже, правда спецы были сплошь после учебных заведений, сейчас думаю скатились. :)
Но все равно, помню, что работяг постоянно собирали на какие то курсы, обучали, объясняли, давали "корочки", разряды. В том числе и терминологии учили и ГОСТам, нормалям...
А как же без этого, и правильные термины знать обязательно нужно, и уметь ими пользоваться, но если не нужно и удобнее и быстрее "матом", то зачем?
26.05.18 в 21:32
печатает на RL200A
0
но если не нужно и удобнее и быстрее "матом", то зачем?
Есть такая пословица - как корабль назовешь, так он и поплывет.
Правильная терминология, она же "не для красного словца", а для глубины понимания.
Для культуры производства, если хотите.

Можно согласится с тем, что время всё меняет. В том числе и терминологию. Но для пользы дела, процесс этот должен идти ооочень консервативно. ИМХО
26.05.18 в 10:15
печатает на Flyingbear P902
1
Когда в следующий раз пойду в ресторан, то официанта буду просить принести мне бесцветный водно-спиртовой раствор.
26.05.18 в 11:02
печатает на Ultimaker 3 Extended
3
Лучше так: Принесите мне 60%-ной воды =)
26.05.18 в 11:44
печатает на Flyingbear P902
0
:)))
Тонко. Спасибо! Запишу в свой словарик.
Чую данное высказывание скоро в мем превратится :)
26.05.18 в 20:30
печатает на RL200A
0
бесцветный водно-спиртовой раствор.
есть немного неокрашенного ТОСОЛа. Как раз водно-спиртовый раствор.
26.05.18 в 20:39
печатает на Flyingbear P902
0
В ресторанном меню есть ТОСОЛ ??? :)))))
26.05.18 в 20:53
печатает на RL200A
0
В ресторанном меню есть ТОСОЛ
Нет! Это я Вам предложил из неликвидов! :)
Ведь водно-спиртовых растворов в меню вообще ни каких нет.
26.05.18 в 10:57
печатает на RepRap
1
Интересно, удастся ли этой ветке пробить дно, достигнутое тредом про 3D-плоттеры?
26.05.18 в 12:54
печатает на RepRap
0
))))))))))))
26.05.18 в 16:38
печатает на RL200A
0
А Вам только сплошные плюсы! Релевантность растет... :)
26.05.18 в 11:05
печатает на Ultimaker 3 Extended
1
baf48935c021b8cfbac7a070d33e76a3.jpg
26.05.18 в 14:13
печатает на RepRap
1
Рабочие органы зубчатого насоса называются роторы. Так как при всём внешнем сходстве передачей они не являются, и даже ведушего-ведомого у них нет.

Если вдаваться в занудство дальше, то каждая шестерня — зубчатое колесо, но не каждое зубчатое колесо шестерня. Например, зубчатое колесо червячной пары (правильно смоделированное).
26.05.18 в 16:54
печатает на RL200A
0
Рабочие органы зубчатого насоса называются роторы. Так как при всём внешнем сходстве передачей они не являются, и даже ведушего-ведомого у них нет.
Вот что писали умные люди в другой ветке -

Зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен.
Значит что его рабочие органы (роторы) имеют вид (похожи) на шестерни
роторная гидромашина, имеет два сцепленных зубчатых ротора, один из которых, зависимый, получает вращение за счет первого, вращающегося от приводного вала.
Ведущих и ведомых тут нет. Оба ротора выполняют одинаковую функцию - своей периферией нагнетают рабочую среду, а зона их контакта разделяет всасывающую и нагнетательную полости,
Ро́тор (от лат. roto «вращаться») - может иметь любую форму. Главное что он вращается, в отличии от статора.
В зубчатом насосе - ротор имеют форму зубчатых дисков.
Вот что им отвечали "еще более умные" -
Ротор в шестеренном насосе это не шестерня или вал, или еще что, а узел... и со всеми вытекающими последствиями...
А вот про то, что рабочий орган вдруг стал ротором, это ваши домыслы, там такого нет.
26.05.18 в 17:40
печатает на RepRap
1
Рабочий орган вращается, значит он ротор. Точка. Форму при этом он может иметь любую, в том числе похожую на шестерню. Обратно стрелочка не поворачивается, и нельзя сказать что шестерня называется шестернёй только потому что на неё похож ротор шестеренчатого насоса. Так и "шестеренчатый насос" уже самостоятельный термин, ему не обязательно существования в стандартах или даже в языке слова "шестерня".

Зависимый ротор (иногда) получает вращение за счёт первого — но передачи этого вращения нет, крутится на своей оси он свободно. Вот если роторы синхронизированы зубчатыми колёсами, тогда да, эти колёса будут ведущим и ведомым.
26.05.18 в 21:49
печатает на RL200A
0
Рабочий орган вращается, значит он ротор. ......... Вот если роторы синхронизированы зубчатыми колёсами, тогда да, эти колёса будут ведущим и ведомым.
Нормально. Жалко что Вы не участвовали во вчерашней "битве" :)

А что скажете про задачку заданную в топике ?
26.05.18 в 23:02
печатает на RepRap
0
А что задачку. "Шестерня" — разговорное название одной из разновидностей зубчатых колёс. Вернее всего говорить "шестерни и прочие зубчатые колёса", но это уже занудство на грани выпендрёжа.
26.05.18 в 23:11
печатает на RL200A
0
неее!

Является ли насос с рабочими органами, представляющими собой прямозубые колеса с зацеплением Новикова, "шестеренным насосом", а пара этих колес - "шестернями", в понимании ГОСТ 17398-72?
28.05.18 в 17:04
печатает на RepRap
0
В понятиях "шестерня" и "зубчатое колесо" не содержится конкретная геометрия зубьев. А органы насоса имеют вид шестерен.
28.05.18 в 17:35
печатает на RL200A
0
А органы насоса имеют вид шестерен.
Ну да. И состоят в зацеплении.
28.05.18 в 19:51
печатает на RepRap
0
Ан фиг. У более-менее приличного насоса роторы синхронизируются отдельной таки состоящей в зацеплении парой шестерен, между самими роторами же есть гарантированный зазор. Во избежании трения, перегрева, износа и поломки.
В компрессорах типа Рутса даже геометрия роторов (имеющих вид двузубой шестерни) такая, что вращаться синхронно они могут, но передавать усилие нет, углы такие что сразу заклинят.
28.05.18 в 20:39
печатает на RL200A
0
состоящей в зацеплении парой шестерен
а может все таки парой зубчатых колес?

У более-менее приличного насоса роторы синхронизируются отдельной таки состоящей в зацеплении парой шестерен,
Ан фиг! ГОСТ 17398-72
42. Шестеренный насос
Зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен, обеспечивающих геометрическое замыкание рабочей камеры и передающих крутящий момент.
43. Коловратный насос
Зубчатый насос с рабочими органами в виде роторов, обеспечивающих только геометрическое замыкание рабочей камеры

Первый - с самосинхронизацией, второй - с внешней синхронизацией...
26.05.18 в 20:12
печатает на RL200A
0
52339b625d438de36cd0e9c0118ae2fa.PNG
4061d8cc863e26657b58ccd452f46637.PNG
d64ac326011e357d0c25f9966b95375a.PNG
27.05.18 в 01:23
печатает на Prusa i3 Steel
1
Наш проф. по Практическому машиностроению говорил так - "…бардак был всегда, но все просто: в стационарных положениях с вращением только вокруг своей оси, в том числе и в редукторах - шестеня.
Все что перемещается в пространстве - колеса, обычно они в паре с рейкаой. Это всего лиш обозночение свободы перемещения.
Точатся одним инструментом, а свробода совершения работы разная.
Это не яблоко и груша.
А все это яблоки, только одно сварили, а другое помыв съели. "

Простая логика без заморочек.
10.10.18 в 09:14
печатает на MakerBot Replicator 2
0
т.е. в любом планетарном механизме что получаем - сателлит колесо, а эпицикл - шестерня? а в практике наоборот. Я когда детали машин преподавал докладывал студентам , что принципиальной разницы в наименовании нет, а условно можно считать ведущее звено шестерней, а ведомое - колесом.
10.10.18 в 09:51
печатает на Prusa i3 Steel
0
Вся проблема в отсутствие терминологии от изобретателя.
Потому каждый называет так как хочет.
И только первоисточник мог поставить все точки, но на них наплевали их труды изничтожили.

И теперь бесполезные споры разводят.
28.05.18 в 20:13
печатает на RepRap
0
В обсуждении здесь критично упущен один маленький нюанс. В виде разницы между номенклатурой детали — и её функцией. А то одна и та же деталь в виде цилиндра с осевым отверстием, обычно называемая "втулкой", может быть в разных случаях: собственно втулкой, корпусом, гильзой, проставкой, обоймой, подшипником, колесом, шкивом, шпулей, роликом, осью, валом, шпинделем, грузом, клином, сухарём, и наверняка ещё чем-то, а также открывашкой для бутылок и пресс-папье.
28.05.18 в 20:32
печатает на RL200A
0
В обсуждении здесь критично упущен один маленький нюанс. В виде разницы между номенклатурой детали — и её функцией.
Отчего же! В самом начале я так и поставил вопросы, что шестерня - это функциональное название зубчатых колес, а не название детали. Так же как подшипник (скольжения) - это функциональное название втулок.
Другой вопрос, что для многих теперь слово шестерня, это именно номенклатура, а не функционал. Функционал приходится теперь дописывать добавочно - "малая, большая, ведущая, ведомая шестерни"...

Видимо когда-то, слово шестерня как то ассоциировалось в головах с тем что она делает, а теперь это забыли, и помнят только, как она выглядит.... Суть потерялась походу...
29.05.18 в 15:24
печатает на RepRap
0
Ну, я таки считаю что шестерня это название именно отдельного вида (и размера) зубчатых колёс. Сказал шестерня и сразу всем понятно что именно надо: зубчатое колесо цилиндрическое (обычно), прямозубое (обычно), с зацеплением близким к эвольвентному, без отдельного венца, и вообще "без" лишних подробностей. Дальше можно уточнять лишь отдельные отличия от сего стандарта, типа "шестерня шевронная" или "шестерня коническая".
31.05.18 в 13:28
печатает на RepRap
0
В самом слове "ШЕСТЕРНЯ" есть ответ )) Шестеренчатая передача (пара) - это пара зубчатых колес, у которых в одновременном зацеплении находятся шесть зубьев (по три от каждого колеса).
10.10.18 в 09:17
печатает на MakerBot Replicator 2
0
В зацеплении находится только один зуб, точнее даже зацепление в проекции перпендикулярной к оси зубчатой пары происходит в одной точке (речь о прямозубых)
01.06.18 в 01:41
0
Шестеренчатая передача
Это не совсем верное слово. Гост устанавливает его недопустимым.
Есть еще слово - шестеренная, но и это не соответствует стандарту.
По стандарту - зубчатая передача.
шесть зубьев (по три от каждого колеса).
Есть такая версия, но она не может быть верна на 100%
04.06.18 в 10:50
печатает на Anet A6
0
Прочитал статью и вспомнил: а ведь правда, еще когда я изучал курс "Теория механизмов и детали машин" на втором или третьем курсе, нам говорили, что понятия "шестерня" и "колесо" отличаются. И еще говорили, почему "шестерня", а не "пятерня" или "восьмерня" - потому что только при шести (и более) зубцах может быть обеспечено равномерное вращение колеса.
Но вот я подумал - если "шестерня" и "колесо" отличаются друг от друга по принципу меньшего или большего количества зубцов, или же по принципу "ведущий-ведомый", то как быть со сложными передачами (например, автомобильными коробками передач), где одна и та же "зубчатка" в зависимости от ситуации может быть и ведущей, и ведомой, а также входить в зацепление с другими зубчатками, среди которых (опять же - в зависимости от ситуации) могут попадаться зубчатки и с большим, и с меньшим количеством зубцов? Получается тогда, что одну и туже зубчатку надо называть то шестерней, то колесом?
А если ее вообще вытащить из коробки передач (например, для ремонта или для создания печатной копии) - то она тогда остается шестерней, или все-таки превращается в колесо?
:-)
04.06.18 в 15:40
печатает на RL200A
0
А если ее вообще вытащить из коробки передач (например, для ремонта или для создания печатной копии) - то она тогда остается шестерней, или все-таки превращается в колесо?
Если следовать ГОСТу, то именно так и обстоит дело. Шестерня - это функциональное понятие, а не номенклатурное (как зубчатое колесо).

И еще говорили, почему "шестерня", а не "пятерня" или "восьмерня" - потому что только при шести (и более) зубцах может быть обеспечено равномерное вращение колеса.
Есть такая версия происхождения, но она не может быть на 100 %
17.07.18 в 10:50
печатает на Prusa i3 Hephestos
0
Дико извиняюсь за некропост, пропустил темку, но у меня вопрос:
Вот есть у меня 3 зубчатых колеса, A, B и C и зацеплены они так : A с B и B c C. Вращение подведено к колесу A. Является ли колесо B шестерней?
17.07.18 в 12:01
печатает на RL200A
0
Является ли колесо B шестерней?
Я думаю, что B это паразитная шестерня. А - колесо, С - шестерня
18.07.18 в 18:16
печатает на Prusa i3 Hephestos
0
Наверное наоборот, А - шестерня, C -Колесо?
К А вращение подводится, с С снимается.
Ну и тогда вопрос -- является ли паразитная шестерня шестерней? С точки зрения русского языка, вроде бы, да, но мы то знаем что морская свинка вовсе не свинья...
10.10.18 в 09:20
печатает на MakerBot Replicator 2
0
В коробке передач механического типа (да и в классическом гидромеханическом автомате на планетарных передачах) , автомобильной например, ни одна шестерня не может быть и ведущей и ведомой одновременно т.к. наименование они получают в соответствии с направлением потока мощности от двигателя к ведущим колесам. В танковых трансмиссиях все поинтереснее и посложнее.
25.06.18 в 22:09
0
Насколько всё запущено...

Я из СССР, живу в России, поэтому для меня указка - ГОСТ. Кому нравятся зарубежные стандарты - пользуйтесь ими но на языке автора - без литературного перевода.

Термины "Шестерня" и "Колесо" были введены для легкости общения на тему зубчатые передачи. Сказал "Шестерня" все поняли, что в зубчатой передаче это зубчатое колесо с меньшим числом зубьев. Сказали "Колесо" - все поняли что в зубчатой передаче это зубчатое колесо с большим числом зубьев.

Если взять два абсолютно одинаковых зубчатых колеса, одно использовать в паре с зубчатым колесом с большим числом зубьев, а другое в паре с зубчатым колесом с меньшим числом зубьев, то в первом случае оно будет называться Шестерня, а во втором Колесо.

То есть Шестерня это однозначно зубчатое колесо, но зубчатое колесо не обязательно Шестерня, оно может быть и Колесом.

Если вы используете зубчатое колесо не в зубчатой передаче, а в ременной, оно будет называться Шкив.

Если взять составное зубчатое колесо, и использовать в зубчатых парах, то в зависимости от числа зубьев парных зубчатых колес оно может:
- в одной паре называться - Шестерня, в другой паре - Колесо;
- в одной паре - Шестерня, в другой паре - Шестерня;
- в одной паре - Колесо, в другой паре - Колесо.
Две последних передачи используются реже первой.

Если одну часть составного зубчатого колеса использовать в ременной передаче, а другую в зубчатой, в ременной передаче она будет называться Шкив, в зубчатой Шестерня/Колесо в зависимости от числа зубьев пары.

Если обе части составного зубчатого колеса использовать в ременной передаче, то обе части будут называться Шкивами.

Еще раз, Шестерня, Колесо, Шкив это термины для облегчения общения. Если сказал "Шкив" - речь идет о ременной передаче. Сказал "Шестерня/Колесо" - речь идет о зубчатой передаче.


Поэтому названия деталей, приведенных на фото, будут зависеть от того, с чем в паре они используются.
10.10.18 в 09:22
печатает на MakerBot Replicator 2
0
А будут ли шкивы зубчатоременной передачи работать так же как зубчатая пара, если выкинуть ремень и соединить их?
10.07.18 в 14:22
1
Где вы берёте такой продукт?
Отсыпьте, а?
25.08.18 в 00:14
печатает на Prusa i3
0
прочел все :) вашуж мать, полностью согласен с modsley, но как ето епично!!!!! просто диву даюсь!!!
25.08.18 в 05:00
печатает на RL200A
0
как женщина или как мужчина?
19.09.18 в 04:51
0
Вопрос знатокам. При подборе/построении пары зубчатых колес имеет значение модуль, шаг. А как насчет угла профиля? Должен совпадать угол (профиля/зацепления/давления где как обзывают)? На мелких колесах с малым числом зубьев при угле 20 зуб как-то ненадежно выглядит, просится 25.
Апд.. Видимо должно совпадать, посмотрел пару в анимации, получается этот угол как-бы "передается" с зуба одного колеса на зуб другого
19.09.18 в 05:01
печатает на RL200A
0
Это называется коррегирование зубчатых колес. Различают высотное и угловое коррегирование.
Вы указали на угловое коррегирование,
Угловое коррегирование при­меняют в том случае, если необходимо зубчатую пару спроектировать с заданным межосевым расстоянием или одновременно повысить прочность зубьев шестерни и колеса.
02.10.18 в 11:48
печатает на MakerBot Replicator 2
0
Есть зубчатые колеса с углом профиля 25 и 28. В паре угол и модуль должны совпадать обязательно. Коррегирование или смещение это другой вопрос, оно очень сильно влияет на форму эвольвенты и суммарное смещение в коррегированных передачах обычно выбирают равным 0.
31.10.18 в 10:12
0
12.11.18 в 14:04
печатает на Ender 4
0
Всё гораздо тривиальнее. Нечётное кол-во зубьев - шестерня, чётное - зубчатое колесо.
14.12.18 в 12:28
печатает на Flyingbear P902
0
Предлагаю называть не зубчатки, а зубастики. Эпичнее звучит.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.