Проба угленполненного пластика 1.75 PRO TOTAL CF-5 (750 г)

Подписаться на 3Dtoday
Sape
Идет загрузка
Загрузка
19.06.18
904
15
печатает на Mendel Prusa
3D-печать
4
Статья относится к принтерам:
Prusa Mendel
Прочитал здесь у кого-то из камрадов про сей пластик. А тут ещё пришло время перепечатывать шестерни экструдера, да и по работе напечатать нагруженные деталюхи. Заказал на сайте, который легко пробивается поиском по сабжу. Пришёл дня за 3-4.
f63b34f560ac83002beaa7d54db1d543.jpg
На упаковке рекомендованная температура 215-240 градусов. Я разогрел его до 200C и пластик буквально полился из экструдера. Как разогретый шоколад. Больше разогревать не стал, решил напечатать пробный кубик 60*60*10, толщина стенок 1 мм. Чтобы компенсировать вытекший пластик, опустил ось Z до 10 мм над столом, прогнал 10 мм. пластика, вручную подогнал оси X и Y до концевиков и отправил на печать. Пока оси парковались, из сопла вытекло очень много пластика, он дотёк до стола, уперся в него, остыл и тем не дал вытечь бОльшему количеству пластика. Когда ось Z поехала парковаться, кусачками быстро удалил этот сталагнат. Это меня несколько удивило. Чтобы компенсировать вытекший пластик, сделал юбку в Киссе из 3 периметров.

Во время печати тестового кубика было видно, что пластик вытекает сверхтекучим, очень отличается от АБС, но потёков, соплей и срывов слоёв не было. Причем печатал я на настройках скорости для АБС (Perimeter 20, Loops 20, Travel 200).

Вот так получилось:
b431a9f711868b7bca82e37aff1f8b84.jpg
a4edee7d371b15e431d92ebe489328c9.jpg
Я ожидал увидеть лютый ужас с оплывшими слоями, но получилось всё очень аккуратно. Единственно, на первом кубике у меня уплыли размеры на 0.3 мм. Я удивился, но поставил компенсацию размеров и второй кубик получился +/- 0,1 мм. Пластик очень плотный, сразу после печати, сняв со стола, я не смог оторвать слои друг от друга, правда, юбку тоже не смог удалить. Так же он очень эластичный. кубик на фото можно спокойно сомкнуть между слоями, он потом сам выправится в исходное положение без деформации.

В общем, тесты я признал удачными и решил напечатать шестерни для экструдера. Сразу отправил на печать и большую и малую шестерни, т.к. было очевидно, что малые детали этим пластиком печатать можно только с обдувом, но его я не использую, т.к. АБС с ним ведёт себя непредсказуемо, были случаи растрескивания на верхних слоях после 8 часов печати.
afbefe384429ff3425d049f1c7a773ac.jpg
Сразу же мне не понравилось, как он печатает малую шестерню. надо было убирать скорость, но решил не останавливать, решил принести её в жертву в качестве охладителя для большой, в крайнем случае. Два периметра, заполнение 60% (мне кажется, с этой прочностью этого хватит за глаза, при 100% на мой взгляд пластик будет закипать), поддержки.
546714437ee744b2a6a4dd54266f50ac.jpg
Результат получился, мягко говоря, не однозначным. С одной стороны, большая шестерня получилась рабочей. Малая хоть и уродливая, но в шаг зубьев попадает, крепкая. В размеры я попал.
cd339b065749e336f36774f41b06f0fd.jpg
160102fe4c2bcd247310b06ffa863cb2.jpg
b1488fe386118b36dfb17028d87e43ae.jpg
d2a0c708e4aa0ca68bbc9a2325280eac.jpg
b00a5c02827da6087e512f43f198b6e4.jpg
Малая шестерня как бэ кричит "Килл мии". Смотреть на неё жалко. Надо поэкспериментировать с обдувом, как бы не хотелось. Как вариант, ещё больше зажать скорость. Теоритически поиграться с весёлой компашкой Extrusion Width/Crown/Thikness. Хотя я не понимаю, как они помогут вытеканию пластика. Так же надо раскочегарить принтер до требуемых 215 градусов и посмотреть, что будет с пластиком. Вообще, печать PRO TOTAL CF-5 больше напоминает монолитные работы с бетоном, чем печать пластиком, потому что пластик по сути льётся из сопла, а вы сидите и гадаете, попали вы в скорость заливки слоя или нет. Но результат того стоит. Поставлю на днях напечатанные шестерни и посмотрю как они ходят. Предыдущих хватило буквально на 3 кг пластика.

Ели у кого-то будут замечания/личный опыт, буду крайне благодарен за комменты.

Роман.
Подписаться на 3Dtoday
4
Комментарии к статье

Комментарии

19.06.18 в 13:25
1
Я бы с температурой поэкспериментировал... сначала до такой, чтобы пластик не "лился" сам, и посмотреть - что при этом выходит в результате.
P.S. Сопло латунное? Если да - то интересно было бы посмотреть на его диаметр после печати нескольких деталек.
19.06.18 в 13:35
0
Была такая мысль, но судя по динамике, пластик перестал бы литься при температуре 190 градусов, что на мой взгляд перебор. Но поэкспериментирую.


Да, латунное. Думаете, выработка будет от волокон?
19.06.18 в 13:49
0
Ну... вроде как пишут, что почти все "наполненные" пластики - достаточно абразивные.
19.06.18 в 13:43
0
Что-то очень странное с температурой.


Вот это печаталось на 250 попугаях, реально порядка 240. У вас термистор не вышел погулять из нагревателя, или с остальными пластиками все ок?
19.06.18 в 13:52
0
Он врёт на 10 градусов, но я делал замер на остывшем принтере, т.е. включил Пронтерфейс, замерял температуру остывшего стола и экструдера, в том числе внешним термистором. Стол совпадает с комнатной, экструдер, как и говорил, врёт на 10 градусов, т.е. вместо 25С показывает 35С. Соответственно, в попугаях я его нагревал до 210С. Может быть такое, что термистр при нагреве начинает дуреть и ошибается? У меня внешний инфракрасный термистр не берёт разогретую голову, а на мультиметре нет термопары.


На АБС такая же поправка, на нём я печатал на 210С в попугаях, печатает сносно, мне хватает:

ab95280229c773d882a0faa8d5d91d32.jpg
19.06.18 в 19:12
2
Разные типы термисторов имеют разные кривые зависимости сопротивления от температуры. При этом в районе 20°С большинство термисторов имеет схожие сопротивления, а при 230°С очень разные. То что при 25°С он "показывает" 35°С говорит о том, что Вы ТОЧНО не верно выбрали тип термистора (некоторые китайские термисторы очень похожи на фирменные, но имеют другие кривые). Нужно промерить как минимум 10 точек, и лучше на рабочих температурах и выбрать ту таблицу, которая максимально близка к характеристике Вашего термистора или составить свою табличку.
19.06.18 в 14:16
1
Скорее всего врёт когда термистор разогрет.
19.06.18 в 14:36
3
Описание с сайта производителя пластика.
Для достижения наилучших результатов рекомендуется сушить перед печатью 2-3 ч. при температуре 60-70°С.
Во избежание подтеканий пластика из сопла следует просушить его перед печатью и максимально увеличить скорость холостого перемещения экструдера (travel speed).
19.06.18 в 17:54
1
Всецело поддерживаю. Сушка существенно улучшает зарактеристики готовой детали.
19.06.18 в 18:13
0
спасибо. Я думал, то если пластик долго стоял в комнате. Не знал, что так может повлиять на результаты
20.06.18 в 11:21
0
Требуется просушить пластик! Температура в данном случае не при чем. Смело можно сушить на 90-100С, прикрывая от прямого излучения ТЭН. На 100с достаточно 1 часа. На 70с 2-3 часа. Хранить следует в закрытом зиплоке с силикагелем (есть в упаковке). Силикагель на всякий случай можно высушить вместе с катушкой.
За катушку можно не опасаться - она из поликарботата. До 120с поплыть не должна.

На счет температуры:

Если слои спеклись хорошо, то выше точно не стоит поднимать. Скорее всего термистор не откалиброван.
Мы замеряли температуры на порядка десятка разных принтеров. Расхождения реальной температуры с показаниями экрана принтера в некоторых особо тяжелых случаях достигали 40с! Как в плюс так и в минус.
Идеальная температура (реальная :) ) для печати TOTAL является 230-240с

На счет скорости:

Чем выше, тем лучше!
20.06.18 в 11:27
0
спаибо! Инфракрасный пирометр не справляется с замером головы экструдера, придётся покупать мультиметр с термопарой
20.06.18 в 11:45
0
Чтобы померить пирометром температуру кубика экструдера, нужно покрасить кубик в черный цвет маркером и поднести пирометр вплотную к кубику отверстием приемного элемента. Лазер там вообще не при делах )
Но это мелочи - главное чтобы пластик был сухой.
PS
Вы, если какие вопросы будут, не стесняйтесь писать на почту или в личку :)

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Обзор пробников пластика от Strimplast

Michelin обещает заняться 3D-печатью автомобильных колес из древесины

Российские ученые исследуют 3D-печать хрящевых тканей

Ремонт 3D-принтеров и станков: как работает сервис Top 3D Shop в Москве и Санкт-Петербурге

Область применения или как 3D-печать облегчит вам жизнь. #1

Из серии: "дрыгостол представляет" #2