О запахе фотополимерных смол.

Подписаться на 3Dtoday
pl32
Идет загрузка
Загрузка
08.11.18
771
31
печатает на RK-1
Личные дневники
16
Добрый день, коллеги!
Вроде бы о запахе не раз говорили, а вчера опять…
Так что по просьбам немногочисленных трудящихся – запись о запахе фотополимерных смол с небольшой табличкой.
В целом можно сказать, что традиции «наших» разработчиков – делать смолы без запаха… То ли традиция такая, то ли сырье качественнее… Но все «наши» смолы, что я нюхал – не пахнут, а у любой «импортной» - всегда есть запах.
В целом запах усиливается при печати, запах зависит от принтера – например в RK-1 область печати закрыта и запахам трудно проникнуть в помещение, а ванька-седьмой разгоняет своим кулером «аромат» по всей доступной площади….
Запах зависит от индивидуального восприятия – некоторые умудрялись учуять запах и у наших смол, некоторым запах Wanhao кажется сильным, а по мне – так ничего…
В общем – смотрите таблицу.
Принцип составления таблицы – нет или недостаточно данных – белый цвет заливки, нет запаха – зеленый, слабый запах – желтый, сильный – оранжевый, невыносимый – красный.
Три столбика – мои ощущения, ощущения большинства пользователей портала, высказанные в разное время и в разных местах, альтернативные мнения, если они были мною замечены.
Насчет записи в таблице «на запах никто не жаловался» – я исхожу из того, что раз люди пользуются полимером и не говорят о запахе – значит его либо нет, либо он слабый.
70074e1d5adbbb681227761086aa4368.jpg
На этом пока все.
Личное мнение в комментариях о запахе того или иного фотополимера приветствуется, даже если оно не совпадает с мнением автора.
Подписаться на 3Dtoday
16
Комментарии к статье

Комментарии

08.11.18 в 13:26
3
Не знаю, как сейчас, но раньше (пару лет назад) FTD считались весьма вонючими. И даже особо подчеркивалось преимущество линейки Industrial, как менее вонючей. Возможно, сейчас они уже все Industrial.
08.11.18 в 13:31
3
Не знаю... В эту зиму печатал SW и Dental при плохом проветривании - запаха не чувствовалось, даже если заходить с улицы...
А вот после проветривания - начиналось чувствоваться, что запах был...
С другой стороны - SB, CB, DB никогда не использовал...
Толька IB, SW, F+, и Dental
Наверное следовало бы FTD разбить по типам смеси - но это если тут выскажут мнение, что разные смеси у них по-разному пахнут
09.11.18 в 15:01
1
Кстати в закрытом помещении в целом ошибка начинать работать с полимерами, надо взять за правило это. И тут даже не важно какой фотополимер, что вонючий ванхао, что фантуду и харз которые в целом пахнут одинаково слабо
Я вам скажу что был тут случай, по случайности на пальцах остался фантуду после печати немного, не помыл руки( просто отвлекся хотя шел к умывальнику) и решил закурить, на половине сигареты вспомнил про то что не помыл руки, думаю на фильтр с пальцев попало немного, но никакого отравления или хотя бы головокружения не получил, да и запаха не было))
08.11.18 в 13:34
2
FTD считались весьма вонючими
Сейчас печатаю новым полимером от FTD, называется Ash Grey. Запах есть, но очень слабый. Ребята Российского официального дистрибьютора говорили, что FTD изменили формулу, возможно это и повлияло на запах.
08.11.18 в 14:59
3
Да, у них там действительно новая рецептура. У меня сейчас есть пробники standart, industrial и deep black, все ни пахнут очень слабо. В табличке в принципе верно указано про слабый запах. На всех трех запах примерно одинаковой интенсивности (т.е. сейчас разницы нет industrial ил другой)
08.11.18 в 13:26
2
Ура!

Начало - положено.

Постараюсь дополнить своими "наблюдашками", с указанием марки.

Кстати - предложил-бы добавить ещёодну колонку - "вискозность", ну типа - "как он выглядит" - густой или жидкий.

В качестве примера - брать скорость падания капли с острия шариковой ручки BIC-0.5 (нереклама), например, расстояние - 50мм.
08.11.18 в 13:28
3
Большое спасибо.
Есть желание помимо FDM добраться и до фотополимерной печати, но как подумаю что будет вонять, как некоторые пишут, что на этаже пахнет. И как этот запах придется домашним. Сразу это дело откладывается на долго.
Однозначно в закладки. Если все таки доберусь до фотополимерные печати, обязательно пригодится!
08.11.18 в 15:29
1
Решайтесь. Я тоже долго думал и переживал из-за этого. Оказалось, что не так уж это противно. Тем более, как сказано выше, формулы улучшаются. Самое главное- соблюдать безопасность при работе с фотополимером (перчатки, салфетки.....), всё-таки химия, есть химия.
08.11.18 в 15:53
3
Не бойтесь, просто используйте Harzlabs или Gorky Liquid)
08.11.18 в 13:39
3
Роман, спасибо за проделанную работу.
08.11.18 в 14:03
2
Акролат - слабый запах есть. (не раздражает)
08.11.18 в 14:22
2
слабый запах есть. (не раздражает)
По большому счёту, слабый запах у всех есть.
08.11.18 в 15:02
2
Согласен, это я для добавление в альтернативное мнение написал :)
Из того что не указано у меня еще есть Flyingbear фотополимер. Он имеет более резкий запах. После 6 часов печати без проветривания уже ощущается в комнате.
08.11.18 в 15:13
1
Из того что не указано у меня еще есть Flyingbear фотополимер. Он имеет более резкий запах. После 6 часов печати без проветривания уже ощущается в комнате.
Вот за это спасибо...
Кстати, обзор на принтер будет? Хотя бы в рамках конкурса?
PS. Как полимер - вязкий? Липнет к покрытию хорошо? Оснастить принтер подогревом ванны не появилось желание:
http://3dtoday.ru/blogs/pl32/about-the-influence-of-the-angle-of-incidence-of-light-on-the-screen-p/#459074
;-) ?
08.11.18 в 16:01
1
Обзор будет, но чутка затягивается, менял ШВП в принтере :) Зато с фотографиями внутренностей будет и конкурс в тему )
Полимер средней вязкости, FTD мне в этом плане больше нравится. Липнет к покрытию я бы сказал идеально, модель не отрывает, но и снимать лопаточкой не сложно. Чувствую надо читать всю историю комментария, пока не понял в чем была проблема и зачем все эти заморочки :)
Updated: прочитал историю, не совсем понял всех заморочек. Полимер у меня не густой он более жидкий чем Акролат (видео посмотреть пока не могу) Акролат пока самый густой из всех что видел. Проблем с прилипанием, повторюсь у меня нет совсем, слой краски не снимал 100000 в настойках хватает полностью. Пробовал печатать родным и FTD. Пока что основная проблема по медведю у меня это воблинг. Китайцы прислали новую ШВП и это в общем то помоглу в решении проблемы, сейчас еще пробую разные муфты.
P.S. РК-1 уже подвергся как раз модификациям. Нынче в стекле проделаны 4 отверстия по углам и теперь есть доступ воздуха, облегчает отлип. Я себе поставил на большую платформу матовое стекло нарезанное на 6 полосок, так что я теперь печатаю с каналами для полимера. У меня были проблемы с присасыванием Акролата.
09.11.18 в 08:08
0
РК-1 уже подвергся как раз модификациям. Нынче в стекле проделаны 4 отверстия по углам и теперь есть доступ воздуха, облегчает отлип. Я себе поставил на большую платформу матовое стекло нарезанное на 6 полосок, так что я теперь печатаю с каналами для полимера. У меня были проблемы с присасыванием Акролата.
А подробнее можно?
Я с отлипом борюсь очень низкой скоростью поднимания платформы,...
09.11.18 в 08:50
1
Все достаточно просто, в стекле ванны просверлить 4 отверстия в каждом из углов (отсуп где то 15-20 мм чтобы не попадали на платформу) я делал с диаметром 5 мм. поверх как обычно натягивается стекло. Таким образом пленка не присасывается к стеклу и балгодарю доступу кислорода становится более упругой (что то близкое к просто натянутой пленке как на lcd принтерах).
09.11.18 в 09:16
0
ОК. понятно.
08.11.18 в 15:37
2
в Акролате пахнет Бензофенон. Я бы не советовал долго находиться в помещении где есть это вещество
08.11.18 в 15:49
1
в Акролате пахнет Бензофенон
А где нибудь состав Акролата узнать можно? Желательно в формате MSDS, т.к. прежде всего токсичность интересует.
08.11.18 в 15:22
1
Спасибо за инфу.
Anycubic прозрачный и Aqua Blue имеет слабый запах, также немного усиливается при печати, но не критично. Принтер стоит в маленькой комнате. Находился рядом с принтером во время печати, неприятных ощущений не было. Отмывается отпечаток в изопропаноле быстро. По текучести средний, ставлю 2 секунды простоя, этого вполне достаточно.

PS. Забыл написать, что комплектный зеленый полимер более пахуч, может запасы старые используют...
08.11.18 в 15:36
3
Спасибо за статью. Дополню про запах.
В Европе практически вся УФ индустрия работает на акрилатах, поскольку они реактивные и только они используются в УФ-покрытиях и УФ-чернилах, производятся тоннажно и стоят значительно дешевле. Ни для кого не секрет, что такие самые распространенные разбавители как TPGDA и HDDA стоят менее 4Евро/кг и при этом слабо пахнут, но они достаточно токсичные.
В России ситуация обратная, УФ-материалы практически не производятся, но есть индустрия акриловых пластиков (ПММА), где используются в основном метакрилаты. Низшие метакрилаты метилметакрилат, этилметакрилат достаточно вонючи и токсичны, однако более высококипящие метакрилаты практически не пахнут и не токсичные совсем, например ТГМ3.
Так что если полимер не пахнет - то это означает, что он сделан из отечественного сырья )
08.11.18 в 15:48
1
Интерсная инфа...
Но Monocure rapid и некоторые смолы Formlab - на основе метакрилатов...
Monocure FLEX - на основе этилметакрилата (10% от смеси) - наверное, поэтому такой вонючий?...
08.11.18 в 16:16
1
Formlabs точно на метакрилатах, Detax и Nextdent тоже. Monocure очень сомневаюсь, у них запах TPGDA, также как и у FTD.
09.11.18 в 08:05
0
у них запах TPGDA
В MSDS у Monocure задекларированы именно метакрилаты...
Хотя... злые люди утверждают, что в Австралии любой сертификат купить можно...
в Monocure FLEX из вредных веществ вообще только этилметакрилат задекларирован, даже наличие фотоинициаторов незадекларировано...
PS Насчет источника запах FTD - спасибо.
09.11.18 в 12:49
1
В MSDS у Monocure задекларированы именно метакрилаты...
Метакрилаты метакрилатам рознь. Если у них ММА, этиметакрилат, бутилметакрилат и др. то причина запаха понятна, они пахнут похлеще и токсичнее чем HDDA и TPGDA вместе взятые, они легко испаряются и имеют низкие температуры кипения. Из Википедии: При вдыхании паров этилметакрилата начинается кашель, жжение, головокружение и головные боли. В больших дозах вызывает тошноту, рвоту и потерю сознания. При попадании на кожу вызывает жжение. Попадание в глаза вызывают активное слезотечение, боли в глазах.
08.11.18 в 16:39
1
Базовая смола от AnyCubic, ну та, что пришла с принтером, зеленая, имеет ощутимый запах, но ничего экстраординарного. Сказать что прям вонючая я не могу, просто хорошо ощутимый характрный запах.
08.11.18 в 20:26
2
Общее пожелание к фотополимерщикам: не печатайте без вытяжки, ну или хотя бы в хорошо проветриваемом отдельном помещении. Какие бы не были супербиосовместимые полимеры - они все равно содержат мономеры разной степени токсичности, остаточные количества базовых акрилатов, фотоинициаторы, стабилизаторы и т.д.
08.11.18 в 22:16
1
Из испробованых:
formlabs'овские clear и black не пахнут,
fun to do f1+ прилично воняет, запах сутки не выветривается из комнаты,

пробник от anycubic неприятный запах от смолы в банке, в печати не пробовал,
образец dental clear от harz labs не пахнет.
09.11.18 в 16:14
1
При нормальном проветривании нет запахов сильных, а специфичный запах самого сырья есть во всех видах работ связанных с промышленной химией, из личного опыта:

harz, fun to do не пахнут
ванхао и монокюр сильнее
13.11.18 в 06:30
1
пробник от anycubic зеленого цвета - для меня вонюч .
какой то нонейм из китая красного цвета - вонюч чуть чуть менее аникубиковского .
Monocure3D прозрачный - запах ощутим, при печати, но самый менее вонючий, запах похож на нечто специфического химического,но не противный.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

XpreSki-11.7: ПРО Creality-10S-Pro, с ПРИветом от Наоми

Памятник Ярославу Мудрому

Компания iGo3D Russia ищет сервисного инженера!

RuRAMPS4D, Due и TMC2130: переход с Marlin на Klipper

Stratasys сделает промышленную 3D-печать металлами быстрее и дешевле

Почти из коробки. Подкрутить и допилить, Geeetech A10M (3)