Постобработка прозрачных пластиков "Filamentarno!"

Подписаться на 3Dtoday
Molchanoff
Идет загрузка
Загрузка
31.05.15
48891
44
печатает на Альфа
Расходные материалы
104
DSC09827.jpg
Да, это не шутка, на фото действительно напечатанные на принтере вазы. В этом мастер-классе как раз и пойдет речь о том, как из безусловно имеющих свою собственную эстетику распечаток сделать настоящую имитацию стекла.
Применение этой техники, как вы понимаете, долго искать не придется: тут и прототипирование стеклянной и пластиковой тары, изготовление световых панелей, витражей, панелей приборов со светящимися элементами да и просто печать различных приятных глазу необычных штуковин :)

Начнем с требований к распечатке.
Объект должен быть подготовлен в идеале с помощью функции слайсера "spiral vase" и распечатан с довольно существенной толщиной стенки. Можно конечно слайсить модель и без помощи этой функции, но важно не забывать при этом, что объект должен быть напечатан в одну стенку (периметр)! Это важно, так как если периметров будет несколько, то неизбежно оставшийся между ними воздух помешает превращению пластика в стекло [С улыбкой] Да, распечатка станет глянцевой, приобретет некую глубину цвета, но стеклянной прозрачности будет не добиться.
Скриншот 2015-05-30 22.30.26.png
Я печатал все эти вазы соплом 1.2мм и с параметром Extrision Width (Perimetrs) 500%. Такие установки и сопло при печати позволяет добиться толщины стенки 1,5-2мм за один проход.
Скриншот 2015-05-30 21.28.51.png
Скоростью печати в таком случае конечно приходится жертвовать, так как такая толстая стенка довольно медленно остывает, а температуру экструдера приходится держать довольно высокой чтобы мотор экструдера справлялся с таким потоком. Однако, отчасти небольшая (30-40мм/с) скорость печати компенсируется высотой слоя 0,4мм, которую можно смело выставлять для такого сопла без потери межслоевой адгезии. Понижение же толщины слоя и, как следствие, уменьшение количества наносимого за один проход материала в свою очередь позволит и увеличить скорость печати.
DSC09789.jpg
Тут уже каждый должен сам для себя решить что он хочет получить на выходе, но чем выше слой - тем меньше воздуха между слоями! И тем прозрачнее будет итоговое изделие.
С воздухом между слоями, однако, тоже можно бороться - я отполировал срез сопла и слегка завалил грани среза, чтобы получить зеркальную поверхность наносимого пластика.

На этом, пожалуй, все о печати. Теперь о самом процессе постобработки распечатки.

Нам потребуется обычный "сольвент", который можно купить в любом магазине хозтоваров. Это распространенный разбавитель для масляных (МА), пентафталевых (ПФ) и гефталевых эмалей (ГФ) и лаков. Имеет довольно низкую летучесть, а потому сохнет медленно, что нам наруку в данном случае. Но запах... Запах весьма характерный и сильный! Как от бензина примерно. Поэтому работать с ним следует в хорошо проветриваемом помещении или в респираторе для лакокрасочных работ. Что касается индекса токсичности, то он у сольвента такой же, как и у бензина - пить его и вдыхать пары противопоказано, но не смертельно и максимум чревато бед-трипом ))
DSC09787.jpg
Так же нам потребуется емкость из нерастворимого в сольвенте пластика: полиэтилен, полипропилен. Или обычный эмалированный тазик. И еще нужен пульверизатор. Опять же, важно чтобы он не растворился в сольвенте. Обычно этого не происходит, так как большая часть подобных изделий производится из ПНД или ПП, а флаконы из ПЭТФ.
DSC09788.jpg
Еще понадобится кусок стекла. Думаю, что у каждого он найдется в доме :) Отмыть его потом можно будет тем же сольвентом.

И очень еще один важный инструмент - фен! Обычный фен, которым ваша жена по утрам не дает вам спать ))

Начнем?
Набираем в пульверизатор сольвента. Ставим распечатку в тазик и начинаем опрыскивать, стараясь не залить все вокруг и не лить себе на руки. Резиновые перчатки надевать не рекомендую - растворятся на руках, но можно использовать одноразовые полиэтиленовые.
DSC09790.jpg
Опрыскивание целесообразно начать с внутренней поверхности распечатки. Покрывать следует быстро в несколько слоев и не скупясь на растворитель. Надо чтобы он стекал по стенкам. Далее следует слить излишки растворителя в тазик, иначе получим прозрачные сопли вместо вазы :)

Потом ставим вазу (в моем случае) донышком вверх и опрыскиваем её снаружи.
DSC09791.jpg
Затем берем аккуратно за донышко и ставим на стекло. Ляпы на донышке сбрызгиваем солвентом и они разглаживаются. Затем берем фен, который заранее стоит выставить на горячий воздух и максимальный поток и сушим донышко, избегая сушить срез вазы, иначе прилипнет к стеклу.
DSC09794.jpg
Как только донышко перестает липнуть к пальцам (пара минут) ставим вазу на него. Если срез вазы немного подсох и потянулись сопли пластика - окуните его в тазик с излишками сольвента и стряхните капли. Подсушите тем же феном держа кверху донышком и уже потом поставьте на донышко. Все следует делать довольно шустро, так как пластик растворяется в сольвенте на ура!
Далее пять минут сушки горячим воздухом из фена и вот у вас в руках еще тепленькое и слегка гибкое стекло!
DSC09798.jpg
Собственно, всё! Наслаждайтесь!
Хотя, нет... Надо еще вытравить из полученной красоты запах сольвента, а это уже может быть проблематично. Сейчас у меня в духовке выветриваются несколько изделий при температуре 80С. Потом я сообщу о результатах ;) Скорее всего все получится - максимум придется еще сполоснуть их с мылом.

PS
Все написанное применимо только к пластикам "Filamentarno!" серий Prototyper T, S и М.

Ну и конечно бонусом несколько фото уже обработанных изделий!
DSC09823.jpg
DSC09807.jpg
DSC09803.jpg
DSC09806.jpg
DSC09826.jpg
DSC09830_2.jpg
DSC09813.jpg
Подписаться на 3Dtoday
104
Комментарии к статье

Комментарии

31.05.15 в 09:58
2
Очень круто.;)
31.05.15 в 10:10
2
Великолепно!
31.05.15 в 10:56
2
Супер!
31.05.15 в 10:59
2
Круть! :D
31.05.15 в 17:07
1
Даже не думал что так можно, на все руки мастер,молодец
31.05.15 в 18:20
2
Если честно, то сам не ожидал :D
31.05.15 в 17:15
4
Отличная статья!
31.05.15 в 17:18
3
Замечательные вазы получились!
31.05.15 в 18:06
0
А можно узнать какого размера (любая) ваза и сколько по времени печаталось с такими настройками?
31.05.15 в 18:19
1
Размер большой вазы: 15см в высоту.
Время печати приблизительно 80 минут.
Те, что поменьше, я уменьшал до 0.7, значит чуть больше 10 см в высоту. Печать - около часа. Разница по времени с большой вазой невелика потому как на малых объектах приходится уменьшать скорость печати, чтобы не оплывали стенки. А если включаешь обдув на 100%, то хотэнд остывает, хоть и вулкано стоит, и экструдер стучать начинает :) НО! Это решается переделкой обдува и изоляцией хотэнда. Так что время печати можно даже еще уменьшить :)
31.05.15 в 23:46
0
Спасибо большое за ценную информацию !
20.02.17 в 16:09
0
быстро за счет "spiral vase" )))) так бы часа 4 печаталась )))
31.05.15 в 19:47
0
А можно после обработки провести полировку войлочным кругом? В общем и так отлично смотрится, но как вариант уменьшения видимости слоев.
Отличный материал.
31.05.15 в 20:25
0
Вряд ли получится полировать. Да и не к чему. Если хочется идеальной поверхности - уменьшите слой и увеличте температуру печати до 240с.
31.05.15 в 20:18
0
У прутка Filamentarno заявлено: "допущено к контакту с пищевыми продуктами", после обработки сольвентом этим свойством так же можно будет пользоваться или потребуются какие то дополнительные манипуляции-промывки?
31.05.15 в 20:23
1
Думаю, что после такой обработки гарантировать уже ничего нельзя.
Однако, вчера после часа в духовке при температуре 80С запах практически исчез. Полагаю, пары часов хватит. А после можно промыть с мылом для удаления остатков малолетучих фракций.
Ну а дальше все на усмотрение пользователя :)
31.05.15 в 20:26
0
Как с герметичностью? Хотя думаю, при таком сопле нормально.
31.05.15 в 21:20
0
С герметичностью вообще никаких проблем!
31.05.15 в 22:05
0
Конструкция получается монолитной. Даже если есть какие-то косяки при печати, они сапаиваются при такой обработке.
Я делал подобные вазы и 0.35 соплом - не лилось даже без обработки :)
31.05.15 в 22:12
0
В один слой? Из абс 2 слоя 0.4 соплом без обработки "потеют"
31.05.15 в 22:22
1
Это не ABS :)
Этот пластик гидрофобный. Его можно даже в воде хранить ))
01.06.15 в 09:16
0
Меня больше интересует обработка среза сопла. Если не секрет, поделитесь фото :-)
01.06.15 в 16:47
0
Ооо... Фото среза сопла будет еще не скоро :D Как сниму - сделаю.
Но там ничего сложного - шкуркой нулевкой пройтись и потом полирнуть о картон или ткань натуральную.
01.06.15 в 16:19
5
Вот напечатал!
Сопло 0.4
слой 0.25
скорость 50
flow 300%
надо было скорость 40, но не стал тормозить процесс
толщина стенки получилась 1.3 мм

Высота вазы 10см
IMG_7788.JPG

IMG_7789.JPG
01.06.15 в 16:33
0
О, Вам таки удалось, поздравляю!)) Интересный ракурс на второй фотке
02.06.15 в 14:24
0
я упертый)
01.06.15 в 16:50
0
О! Ну, теперь дело за сольвентом по кличке нефрас :)
01.06.15 в 16:49
3
Размещу и тут пьяный стакан :D

01.06.15 в 16:59
0
пизанско-пьяный)))
04.08.15 в 11:57
1
Продолжение о том, что можно сделать с нашими пластиками:
http://3dtoday.ru/blogs/filamentarno/prototyping-of-glass-is-filamentarno/

DSC00483.JPG
13.04.16 в 07:59
1
По прошествии времени не было растрескиваний обработанного пластика?
22.07.16 в 09:27
0
Я и говорю - шикарный пластик! Вот доберусь до принтера!
27.08.16 в 21:06
0
волшебно!
10.11.16 в 21:48
0
D-Lemonen на подходе(наконец-то появилась оказия из Питера с купленным летом лимоненом!), пластик опять же с лета ждёт печати и отсюда вопрос -
посоветуйте настройки слайсера для печати соплои 0,4мм, пожалуйста.
10.11.16 в 21:56
0
Скриншот 2016-11-10 21.54.07.png


Профайл можно скачать у нас на сайте www.filamentarno.ru
Для этого нужно перейти в каталог пластиков и выбрать пластик, к которому вы хотите скачать профайл.
10.11.16 в 22:59
0
Какие молодцы! Спасибо!
P.S. Так это для печати обычных моделей профайлик, а именно для печати вазы на какие параметры менять?
10.11.16 в 23:41
0
Очень красивотолковая статья!
Не знал, что прозрачный пластик можно постобрабатывать без помутнения.
Большое спасибо!
14.04.17 в 22:54
0
а склеивать тоже сольвентом?
15.04.17 в 01:39
0
Да, либо лимоненом, либо ксилолом, либо дихлорметаном - что доступнее.
06.09.18 в 13:24
0
Пожскажите, как именно лучше склеивать.
23.06.17 в 12:27
0
Прикольно. А как данный пластик реагирует со спиртом?
29.07.17 в 21:07
3
У FD пласт аналогичный есть SBS glass пластик. Обрабатывал ксилолом. Когда пластик насыщается растворителем, превращается в пластилин (не липкий, именно что как пластилин), что можно применять творчески, деформировать заготовку оригинальным методом, закрутить края вазы, например, без деформации такого не напечатать ни как.

И вообще мне пластик понравился, без запаха вообще. Возможно перейду на него с PLA и ABS. Печатаю на алюминиевом столе при 90 градусах, пока всё нравится. Прозрачный SBS позволяет рассматривать внутренности напечатанной конструкции, иногда полезно.
16.10.18 в 13:25
0
обработка сольвентом для sbs от FD пласт такая же? а чем можно изделия из этого пластика между собой склеивать?и что такое ксилол?Поделитесь пожалуйста=)
09.10.17 в 12:56
0
МЕНЯ вот интересует а SBS стоек к бензину ?

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Дальневосточная русалка запустит аддитивное производство тренажеров для ягодиц

Ой, а у нас упало... Скидка на пластики от "Filamentarno!"

Blender для печатников. Глава 10. Кружка моя, я по тебе скучаю! Практикум.

Техасская строительная компания ориентируется на 3D-печать домов для малоимущих

Подарок на свадьбу

О смешении субстанций 3d печати и моделизма.