Чем и что печатать. Небольшой обзор для новичков, без воды и сказок. Часть 2-я

Подписаться на 3Dtoday
daymon
Идет загрузка
Загрузка
10.08.17
3299
47
печатает на Prusa i3 Hephestos
Расходные материалы
46
Всем привет!

Как и обещал, вторая часть моего личного взгляда на материалы для печати.
Взгляд личный. Он может отличаться от мнения других людей, банально потому, что были испытаны материалы от разных производителей. А там бывает, кроме названия нет ничего общего между собой. Вдобавок, производители работают и постепенно исправляют разные минусы своих материалов. Если они с чем-то не согласны - с радостью приму их комментарии. Все же, хотят услышать мнение первоисточника, и действительно экспертов в данной области. Мы всего лишь пользователи. Но даем обратную связь, своими издевательствами над материалами, которые может даже не планировались изначально.))

Ну, погнали!
ASA/Eternal
В сентябре прошлого года REC выпустил свой новый материал Eternal, который оказался ASA. После Река и другие производители подтянулись со своими предложениями.
В двух словах - эта АБС, который лишен недостатков. При этом сохранены все плюсы.
Усадка в разы меньше.
Не разрушается на солнце.Да, да. Все кивают на PLA, а по факту на солнце быстрее разрушается ABS. Хотя PLA может на солнце не разложиться, а просто расплавиться ))
Практически полное отсутствие усадки, позволяет печатать им крупные детали, без геморроя как у ABS.
Без брима и дополнительных приблуд для того, чтобы такую деталь не свернуло в бараний рог.
Плюсы
  • Малая усадка
  • Можно обрабатывать, как и ABS ацетоном
Минусы
  • Межслойная адгезия, лучше, чем у ABS, но хуже чем у PLA
  • Пока цена выше, чем у ABS
В общем приятственный такой пластик, кто не может жить без АБС, а надо печатать большие детали - вот это ОНО!
Flex
Материал достаточно интересный, потому, как разрекламирован и вообще людям хочется, что-то этакого. Но по факту ниша применения у пластика достаточно узкая. Какие-то декоративные вещи. Или например технологические прокладки. Такие, как я выкладывал в прошлом году.

Это были прокладки поршней для колеровочной машины. По факту - расходный материал. Но ЗИП кончился, а новые ждать долго - вот и приходит на помощь 3D печать.
Еще одна ниша - игрушки для взрослых. Такой пример демонстрировал на 3DPrintExpo2015 - всем известный Марко Бруни. Ниша, кстати, достаточно денежная, но специфическая. ))

Про то, что не надо печатать из этого пластика, я написал тут - О безопасности 3D-печатных игрушек

Ну это так в рамках предупреждения.

Сложности печати.

Сейчас появились экструдеры, которые позволяют относительно быстро печатать гибкими пластиками. Тем не менее, для многих принтеров печать Flex-ами или недоступна или вызывает сложности. Поэтому адепты, которые в жизни видели один или два принтера, и у которых печатает сразу - могут идти в сад. Так как у большинства принтеров такие проблемы существуют. Хотя получивший сейчас популярность Hercules имеет экструдер, который позволяет относительно беспроблемно и быстро печатать флексами.
Из особенностей печати - нужен идеально откалиброванный стол или могут быть проблемы засора сопла, прямо на первом слое.
Плюсы
  • Гибкий
  • Экзотика
  • Приятный на ощупь
Минусы
  • Для большинства принтеров геморно печатать. Низкая скорость печати. Засоры
  • Нет химической обработки - растворители есть, но они превращают пластик в “кашу”
  • Механическая обработка только острым ножом, скальпелем. Наждачкой или напильником обработать не удастся, по понятным причинам.


Советы по печати
Если у вас не “продвинутый” экструдер, а вы сразу это поймете, при засоре на 40 40мм/сек, то следуйте следующим советам:
● Стол может быть холодный. По крайней мере, производитель FilaFlex такое рекомендует.
● Применяйте меры для повышения адгезии - у пластика сильная усадка. 3D-лак, я считаю лучшим выбором здесь. Да, я знаю, что сейчас с ним проблемы. Но тем не менее.
● Не поленитесь откалибровать стол перед печатью. От калибровки зависит будет у вас засор на первом слое или нет. В двух словах - если сопло далеко - пластик не прилипнет. Если близко - будет засор, шестерня тупо перетрет пластик.
● Выключить ретракт - на этом режиме шестерня моментом перетирает мягкий пластик.
● Скорость не выше 30 мм/сек.

Сейчас появилось много разных флексов с разной степенью “мягкости”. Некоторыми стало печатать проще. Но пока ситуация такая, как я показал.
Rubber
Сугубо утилитарный материал. Грубо говоря, резина, она и в Африке резина.
Прокладки, пробки, и прочая неинтересная фигня сфера применения данного материала.
Я, например, печатаю из него прокладки в форсунки фароомывателя.
Бывает и по заказам, какие-то прокладки приходиться делать.
Кто-то колеса для моделей печатает. Почему нет?

Хватает его надолго. По крайней мере, потому, как используется не часто. А печатать им медленно и печально. Почему так? Да потому, что филамент ОЧЕНЬ мягкий. Весь геморрой от Flex-а только умноженный в пару раз.

Несколько советов:

  • Никаких препятствий на пути пластика. Мы помним, что резина не очень склонна к скольжению и хочет везде “прилипнуть” к поверхности.
  • Ретракт у большинства принтеров точно перетрет пластик.
  • Идеальная калибровка стола. Иначе засор на первом слое.
  • Усадка еще больше чем у Flex-а.
  • Без Brim-а печатать - заниматься мазохизмом.
  • Можно печатать на холодном столе. Я печатал.
  • Нужна хорошая адгезия. Как обычно я советую 3D лак. Вот есть он у меня, и я никакую другую фигню не пробую. Ибо, зачем заниматься ерундой, если есть то, что работает?

Плюсы
  • РЕЗИНААААА!!!!
Минусы
  • Большая усадка
  • Не очень простая печать
  • Нет химической обработки. Как и для флекса есть растворители, которые разрушают этот филамент. А не заглаживают
  • Механическая обработка ограничена острым резаком. Ну вы понимаете, что резину точить напильником не вариант.
Сначала определитесь - нужен ли он вам вообще? Попробуйте пробники.
Filamentarno/SBS
Называю такой пластик Filamentarno, потому, что они первыми вышли в России с подобным пластиком. И это название стало уже нарицательным.

Что про я про него могу сказать? Отличный материал! Стоит однозначно попробовать. На тудее есть куча статей, где описаны примеры принтов.
Ну, вот мой, еще 2015 года, когда я один из первых получил этот пластик на тесты.
В декоративном применении вообще вне конкуренции. Насчет хим.обработки поверхности. По моему мнению, именно этот пластик обладает самой глянцевой и эффектной поверхностью, после обработки растворителями, на которые он реагирует. Я все еще пользуюсь сольвентом, хотя и пахнет он мерзко. Но это не часто. )))
Линейку пластиков ребята сейчас расширили, есть не только декоративные образцы, но и инженерные. По упругости, кстати, по-моему, мнению он первый. То есть где надо сделать гибкие защелки и тп - самое оно.

Сейчас есть и пластики других производителей. Но в этой нише Филаментарно, конечно первый.

Печатать таким пластиком просто. Я лично, по крайней мере, на разных принтерах, ни разу не сталкивался с проблемами в печати. Хотя слышал, что на некоторых принтерах, где сильный прижим шестерни подачи, его может перетереть. Ну, тут все просто отрегулируйте прижим.
Плюсы
  • Эффектный внешний вид
  • Простая печать
  • Гибкость и упругость
  • Остальные плюсы расписаны на сайте производителя - все правда! ;)
  • Легкая механическая обработка
  • Отличный эффект (лучший) после хим.обработки. (сольвент, лимонен, дихлорметан)

Минусы
  • Да, честно говоря, не знаю. У этого пластика своя ниша и в лоб сравнивать его с другими пластиками не получается. Печатать им не сложно.

В общем, это то, что действительно стоит попробовать любому, не важно, шестеренки вы печатаете или только гномиков.
НС19
Не знаю, честно говоря, его основу. Но он, так же, растворяется сольвентом, поэтому возникает мысль, что это какой-то родственник SBS. Но спорить не буду - я тут не “селен, и не алюминий”.

Пластик изначально был создан для печати мастер моделей, потому, как ABS не удовлетворял по параметрам усадки.

В итоге появился один из пластиков, которые могут заменять ABS.
Обладает сниженной усадкой. Высокая прочность. При мне на 3DPrintExpo2016, Сергей, один из авторов пластика, прыгал на детали принтера, напечатанной из этого материала. Она была длиной сантиметров 40. Не сломалась.;)
Пластик более твердый и хрупкий, чем ABS. Ближе по этим параметрам к PLA. Но имеет намного лучшую теплостойкость 100С+. Какие-то варианты, заявлялись до 130С.
Печатать им точно так же как ABS - нагреваемый стол и отсутствие обдува. То есть в нормальных условиях у него усадка меньше чем у ABS, но если на него дуть, начинает деформироваться тоже.
Из него тоже получаются неплохие шестерни.
Детали, для надежности обработаны сольвентом.
Плюсы
  • Усадка ниже, чем у ABS
  • Высокая прочность
  • Несложная механическая обработка
  • Отличная глянцевая поверхность после обработки сольвентом

Минусы
  • Хрупкий. Разницу с прочностью, надеюсь все понимают? (сталь и чугун - для примера)
  • Усадка все-таки есть.
  • Толщина пластика 1,8. Это не брак это политика производителя. Есть какие-то соображения. Надо просто настроить размер в слайсере.

Кому нужно печатать большие объекты (мастер-модели под литье, например) самое оно. И как конструкционный пластик, тоже не плох.

На сегодня, я думаю, хватит. Если материал понравился (а это я увижу по лайкам), напишу продолжение по другим материалам, которыми я пользуюсь.
Всем бобра.
5011273d5ab7391abc3202f4bfe6ab53.png
Все оперативные новости от меня в соц.сетях.
Типа я вВКонтакте

Мой БЛОГ
Подписаться на 3Dtoday
46
Комментарии к статье

Комментарии

10 Авг 12:10
0
РЕЗИНААААА!!!!
Вот нихрена. Читаем, просвещаемся.
10 Авг 12:13
0
Резиноподобный материал.
Хрена...По своей ссылке читай... ;)
10 Авг 12:34
0
РЕЗИНААААА!!!!
Рези́на (от лат. resina «смола») — эластичный материал, получаемый вулканизацией каучука.
10 Авг 12:39
0
Я где-то написал, что этот филамент химически идентичен натуральному каучуку?? Я вообще написал слово
РЕЗИНААААА!!!!
Оно как-то не идентично вашему крючкотворчеству:
Рези́на
;)
10 Авг 12:22
1
Как-то по весне печатал братишке козырёк для спутникового конвертера из SBS Pro. Через месяц, говорит, немного пожелтел. И при несильном сжимании издавал лёгкий треск..... Ну что-ж, вторая попытка, распечатал из REC Eternal. Прошел уже месяц, всё в порядке. Деталька крепкая и цвет без изменения. Братишка доволен, я тем более)) :)

c5381726693d6ab09fce372636212aac.jpg
10 Авг 12:27
1
Прошел уже месяц, всё в порядке. Деталька крепкая и цвет без изменения.
Не врет Рек! :D
10 Авг 14:08
0
А зачем? Что этот козырек дает?
10 Авг 15:24
1
Зимой от снега в основном....
На фото тарелка Триколор. У братишки телевидение от МТС и угол тарелки немного другой. Зимой снег налипает и постоянно приходится с веником на балконе торчать. А с таким козырьком совсем другое дело. Проверено :)
10 Авг 16:46
1
Первый раз слышу за такое... Хотя может потому что у нас почти все спутники над нами считай и у нас головы считай перпендикулярно земле, а тарелки офсеты.
12 Авг 10:52
0
Аналогичная проблема с тарелкой! Не могли бы Вы выложить модель, пожааалуйста:)
12 Авг 12:55
0
Модель была нарисована для конвертора GI-121, проверить с другими пока нет возможности. Модельку выложу чуть позже, ссылочку прикреплю. Телевидение тоже МТС?
89dbc8339346bb372d96075c7b458538.jpg
12 Авг 13:08
0
Спасибо!
ТВ от триколора. Частенько зимой и в дождь сигнал пропадает. Попробую, подойдёт или нет, если что подкорректирую.
12 Авг 13:30
1
Держите)) ссылку :)

Распечатано пластиком REC Eternal. Зажимается сзади одной стяжкой.
10 Авг 15:34
2
Кто-то вот так делает...... :D

307d4a50527353518ce92c44fa1b56d4.jpg
f1b244dfa5cf1ac1e3bb542c1ceeb68b.jpg
10 Авг 12:33
3
daymon, что-то вы затянули с второй серией Вашего обзора Hercules New Mini 2017 Edition.

Теперь с Вас - ещё один, уже с Unihot, заряженным Rubber-ом, с хаявленной скоростью в 75+ .

Лето - получиться написать?

С Уважением,
Ski.
10 Авг 12:37
2
daymon, что-то вы затянули с второй серией Вашего обзора Hercules New Mini 2017 Edition.

Теперь с Вас - ещё один, уже с Unihot, заряженным Rubber-ом, с хаявленной скоростью в 75+ .

Лето - получиться написать?
Раббера точно не будет. Принтер у меня был проездом. В тот же день отвез хозяевам. Есть задумки написать просто про то, что успел напечатать. Полноценных тестов не будет. Если только с ребят инфу стрясу. Но они новички только учатся. Рано им Раббер...:D Пусть с ABS разберутся сначала. А так как, вы правильно указали - лето, то процесс у них этот идет медленно. :D
10 Авг 12:53
1
Я просто сужу по официальным заявления Артёма... Годичной давности.

Раз дизайн и регулировки Unihot-а - один и те же, то и скорости должны быть по идее близки.

Вот и хотел у Вас это подтвердить, сантехнические прокладки/шайбы - 4X4 штуки - вполне годятся в качестве теста.

Но они новички только учатся. Рано им Раббер
то есть у Вас есть надежда, что ещё Вас - позовут?
10 Авг 13:05
2
Я просто сужу по официальным заявления Артёма... Годичной давности.
Ну да, я помню это. Будет возможность - попробую.
то есть у Вас есть надежда, что ещё Вас - позовут?
Надежда? :D Неее, я надеюсь, что все ограничиться только дополнительными онлайн-консультациями. Но всяко может быть. 8)
10 Авг 13:23
2
Совсем недавно также попробовал REC Rubber. Изначально поставлена была задача сделать кольцо 76мм диаметром для Киповского датчика ( на фото есть). Печаталось на скорости 20 слоем 0.2. Получилось со второго раза, деталь оторвало с одного края.

fa8b71a7980129d7e208db0f292d7daf.jpg
10 Авг 13:47
2
Я бы Brim побольше сделал - скручивает его на столе неплохо. ;)
10 Авг 14:03
1
Маленькое колечко - это первые тесты. В дальнейшем брим увеличил.
10 Авг 13:31
1
А как Вы обрабатываете SBS сольвентом, чтобы не было подтеков? У меня так: если из пульверизатора и сушить феном, то попадаются отдельные крупные капли и есть подтек. Если кистью, то расход кистей велик, каждая на выброс после обработки. Если протирать смоченной сольвентом тряпочкой, то в углы не подлезешь.
10 Авг 13:50
2
А как Вы обрабатываете SBS сольвентом, чтобы не было подтеков?
Кисть. Но у меня она достаточно жесткая и искусственная. Надо только быстро наносить, чтобы размягченный материал не поцарапать. Натуральные мягкие кисти давно не применяю - с них волосы на поверхности остаются. А вообще у ребят из Филоментарно целые мастерклассы были по этому поводу - они профи. Надо у них подглядеть.
10 Авг 15:22
4
я пользую ксилол и кисть художественную пони, стоят копейки, особо не линяют от химии, наношу щедрым слоем, даю просохнуть, после полного высыхания операцию повторяю, результат вообще как карамелька, рыжее после обработки, остальное на фотке- после грунтовки
073c3a3b40e78cce1b663f732a82ff94.jpg
10 Авг 15:54
1
Супер! Отличные работы! Может напишите пост - похвастаетесь?
10 Авг 16:03
4
Спасибо! Чукча не писатель, чукча читатель) Работы сначала надо до конца доделать а уже потом из этого пост попытаться собрать, а то недоделки то как-то не очень охота. Да и весь процесс пошагово заснять на фотик а не на тапок постоянно забываю...

и еще насчет обработки ксилолом заметил, если обрабатывать кистью и давать высохнуть детали- запаха бензина на детали почти не остается, а после купания и сушки феном- деталь уже с месяц воняет лежит, хоть и в мыльном растворе замачивал на сутки
10 Авг 13:52
1
Если деталька небольшая - можно опустить в раствор и потом сразу сушить феном, желательно холодным воздухом. Большие детальки я кистью мажу.
10 Авг 14:05
1
Посмотрите тут про обработку http://filamentarno.ru/masterclass.html
10 Авг 13:35
2
Механическая обработка SBS не очень. Материал как бы распушается.
10 Авг 13:51
0
Механическая обработка SBS не очень. Материал как бы распушается.
Ну да, если напильником. Но это обычно не надо - большие косяки ножом. А слои сольвентом и все. Не надо ничего точить. ;)
11 Авг 11:31
0
Еще он гибкий довольно таки, т.е. если напечатать корпус в районе мм, то он будет гибкий но может лопнуть по слоям.
10 Авг 14:08
1
Смартфон... смартфон... кто-то палится )
10 Авг 14:26
2
Смартфон... смартфон... кто-то палится )
Почему палится? Я вчера еще честно написал.

154154f7da1e9d9cacdeb2ff91dae39e.png
10 Авг 14:59
2
Да ну щютки ради же ) Для поддрежания боевого духа. Я вот жду новый. Твари месяц мурыжат.
10 Авг 14:50
2
Вместо Филаментарно дано уже использую SBS ФД-пластовый.
На порядок лучше с точки зрения спекания/адгезии. Лучше держит диапазон температур и варианты обдува.
Печатать можно на сквозняке.
Гораздо более качественный материал в принципе. Ну и по деньгам раза в два дешевле.
10 Авг 15:28
0
поддерживаю! причем по личному опыту- sbs-glass (пробовал янтарная комната) который прозрачный сглаживается легче и быстрее чем просто sbs с добавками красок (ландыш серебристый)
10 Авг 17:39
4
я уже почти все цвета перепробовал sbs от FD, все супер, но красный прозрачный от филаментарно с аццким красителем они не переплюнули... Красный у филов настолько красный, что все, что с ним соприкасается, тоже становится красным:D
10 Авг 23:40
0
дайте пож ссылку на характеристики его т.е. на SBS ФД-пласт
у производители чет нету нифига
11 Авг 05:32
2
Согласен, тоже пользую ФД-пластовый с большим удовольствием. И прозрачные, и черный и белый. Вот, например корзинка на просушке после сольвента. Толщина стенки - 2 мм, и тем не менее практически прозрачный. Небольшая слоистость вовсе не портит внешний вид. Корзинки получаются упругие, как полиэтиленовые и довольно прочные. Просто окунаю в сольвент секунд на 10 и на просушку, главное не покарябать пока не высохла.
e259ab438ef20ee55c0416352828c494.jpg
18 Авг 11:04
0
SBS хорошо липнет (даже через чур) к зеркалу (70 градусов). Потом проблема отодрать не повредив. Вы как поступаете и на чем?
18 Авг 14:56
1
Я печатаю на стекле с карандашом синим ЭрихКраузе, 80 градусов. Суть в том, что после остывания до 60...55 градусов стекло как бы "уменьшается", и деталь сама отваливается от стекла, совсем как ABS. Иногда, если деталь маленькая, можно чуть усилия приложить и она отщелкивается. То есть идея в том, чтобы нагреть стекло, оно расширится, напечатать на нем, а потом остудить, деталь отваливается. На карандаше печатаю вообще все: ABS, PLA, SBS. Флекс лежит, боюсь подступиться к нему )))
11 Авг 06:17
0
А как насчет материалов из Колыбели Революции? Вроде обещали обозреть, а не видать!))
P.S. Откровенность мотивов автора насчет стимула:
"Хоботов, я оценила!";))):D
11 Авг 16:34
0
Это греговские? Они PLA запускают в серию.
14 Авг 09:43
0
Who is "греговские"? Я имел ввиду PrintProduct.
15 Авг 10:08
2
И ещё раз премного благодарен. Отличная статья. Для себя многое почерпнул. Жду продолжения.
15 Авг 10:23
0
И ещё раз премного благодарен. Отличная статья. Для себя многое почерпнул. Жду продолжения.
Спасибо! Лучшая благодарность - нажатый палец вверх под статьей! :D
17 Авг 14:42
0
Давай ищо!

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Мой принтер.

3Dtoday за 60 секунд от 18 августа

Аддитивные технологии в Северной Корее, или Как я перестал бояться и полюбил 3D-печать

Вечер пятницы в стиле Кэпа

Как сделать акустический левитатор и силовой луч с помощью 3D-принтера

Выбор полевого MOSFET транзистора для стола и экструдера — мануал по важным аспектам даташитов