Небольшой отчет с Олимпиады по 3D технологиям

Подписаться на 3Dtoday
3d20
Идет загрузка
Загрузка
20.03.17
6741
50
печатает на PICASO Designer PRO 250
Применение
25
Статья относится к принтерам:
PICASO Designer PRO 250
Добрый вечер, Тудей! Как я уже писал, с недавнего времени я на общественных началах пытаюсь помочь детям стать прототипистами. То есть научить их моделировать, печатать и просто создавать вещи. Как я докатился до такой жизни — отдельная история. А сегодня я немного расскажу об одних соревнованиях, в которых довелось участвовать моим воспитанникам. А именно о региональной олимпиаде по 3Д технологиям, которая проходила в городе Железногорске, Красноярского края. Ну и немного порассуждать об олимпиадах, детях и образовании. Кому интересно — добро пожаловать под кат.

Начнем пожалуй с самого интересного — с обучения детей. Если вы купили принтер, научились моделировать и печатать, но принтер все равно покрывается пылью — оглядитесь по сторонам. Увидели ребенка — хватайте его и учите моделировать и печать. Если ему скучно занимать печатью одному или с вами — позовите его друзей и учите их печатать вместе. Гарантирую — принтер будет работать почти круглосуточно. У детей обычно куча идей, но они не знают как их реализовать. А тут такой крутой инструмент для реализации. В общем учить детей прототипированию — это прикольно :-)
7da1525c33335de4075b0064e3a2acf5.jpg
Теперь об олимпиадах. Хоть детей учить и прикольно, но дисциплина абсолютно новая, соответственно программ обучения или методических наработок нет от слова вообще. Может они и есть в отдельных организациях, но каждый учит по своему и ищет свой дзен, а вот правильно ли он учит — понять не может. И тут приходят на помощь соревнования или олимпиады. На них можно сравнить своих учеников с другими, понять недостатки подачи материала и скорректировать программу обучения.
3a0927e7e61d110a76893f93025d0a06.jpg
Но есть и подводные камни. Расписывать все не буду, главное знать, что их много и из них складывается атмосфера соревнований. Я посетил достаточно много соревнований сначала с робототехниками, потом и с прототипистами и с точки зрения атмосферы олимпиада в Железногорске вне конкуренции. Начиная с этапа подготовки к участию, согласования встречи и размещения команд и заканчивая процедурой подсчета голосов на олимпиаде царила дружелюбность и взаимоподдержка, что редко на соревнованиях подобного уровня. Небольшой штрих — нам предлагали разместиться на квартире у одного из преподавателей, если у нас материальные трудности и мы не можем позволить себе гостиницу или аренду квартиры. Когда мы отказались — организаторы договорились о хорошей скидке в профилактории (размещенном в 5 минутах ходьбы от места проведения олимпиады) и мы жили в комфортабельных номерах.
Сама олимпиада проходила в два дня: в первый день — дети делали модели и распечатывали их, во второй — защищали свои модели в форме доклада. Итак первый день:
На олимпиаде в дисциплине моделирования и печати участвовало около 15 команд и в компьютерных классах было довольно тесно.
fa1c23fa0e6a108f69cfa54f59635c1f.JPG
Помимо моделирования участники также соревновались и в дисциплине 3D рисования.
79c178308ef6cf8615f5be2c7aee1ae4.JPG
Красноярские команды приехали со своим оборудованием, поэтому смогли разместиться в отдельном кабинете.
4a289c428735882844bf2cd9a10457e5.JPG
Мы тоже захватили свои ноутбуки и работали в отдельном классе.
587c79aa6e1bbcb38843dcce6ed3e592.jpg
На разработку модели отводилось 4 часа и этого времени едва хватило.
По окончании разработки файлы с моделями сдавались судьям и ставились на печать. Ну а у нас появилось свободное время до следующего дня. Что бы дети не скучали, для них организовали экскурсию в музей местного градообразующего предприятия (Горно-химического комбината), где дали поуправлять атомным реактором.
b1bbecda398b04bc3e78f3789a5c0139.JPG
Слава богу обошлось без жертв.
Во второй день команды, соревнующиеся в дисциплине 3D рисования продолжили свою работу.
d78e32304271fb3319ca26dc5c5a802a.JPG
А мы свою.
Нужно было подготовить презентации.
a5e9bbf2ce9bd739701ee6ce09e8e32f.JPG
И обработать полученные модели.
92da1635199a4857a4096e044109fe1f.JPG
Вообще на олимпиаде было царство «Геркулесов», поскольку организаторы договорились с «Импринтой» об аренде оборудования. Но поскольку в критериях оценки было умение работать с оборудованием (калибровка стола, настройка слайсера) мы и Красноярцы приехали со своими принтерами. Правда перед началом соревнований калибровку исключили из экспертных листов, а настройки слайсинга у геркулесов были заранее установлены, но о том, что привезли свой принтер мы не разу не пожалели. В принципе тут можно понять организаторов, многие команды видели принтер впервые в жизни.
А потом была защита перед большой комиссией.
bd5192df15c449c5eac580070a69a82f.JPG
К сожалению выступили мы на среднем уровне, а при судействе были допущены ошибки, поэтому даже точных мест, занятых на Олимпиаде мы не знаем. Но для меня это был контрольный срез, который показал на достоинства и недостатки моей программы и после Олимпиады я немного изменил форму подачи материала детям.
И еще очень сильно понравились работы, сделанные 3D-ручкой, вот часть из них.
6834c426b2a268f12afe4f7bf5f7c262.JPG
И еще немножко.
458f1d07ccec80702aefc25e7c5037d4.JPG
Уже поговорил с коллегами, будем у себя это направление развивать.
Что в итоге:
  1. Обучение прототипированию только начинает развиваться, поэтому каждый учит детей как может.
  2. Детям очень интересна данная дисциплина и они с большой охотой ее изучают.
  3. Соревнования по прототипированию позволяют сравнить достоинства и недостатки разных методов обучения и ускорить создание оптимальной методики.
  4. Судейство в данной дисциплине должно проводиться специально обученными экспертами, имеющими практический опыт прототипирования и печати (полагаю в следующем году ситуация в этом плане станет намного лучше).
  5. Огромное спасибо организаторам Олимпиады за теплую и дружескую атмосферу, созданную ими на соревнованиях, представляю сколько сил им это стоило.
  6. Огромное спасибо нашим спонсорам, «Picaso 3D» и лично Максиму Анисимову, благодаря которым наши команды могут принимать участие в подобных соревнованиях.

Как всегда буду рад вашим вопросам и комментариям.
С уважением, Максим.
Подписаться на 3Dtoday
25
Комментарии к статье

Комментарии

20 Мар 23:53
0
Молодцы. Так держать. Сам преподаю и полностью согласен, что пока не существует идеальной программы и ее приходится создавать самому. Прототипирование к чему сводилось? Какое задание было, что надо было сделать?
21 Мар 02:13
0
Добрый день! А вы где преподаете? Тоже прототипирование? Давайте дружить! :-) По вашим вопросам: было 3 задания с разными коэффициентами сложности. Самое простое - сделать фигурку доктора, посложнее - сделать конструктор "молекула" и самое сложное - сделать робота. Причем во втором и третьем задании ограничивался максимальный размер детали.
21 Мар 12:58
0
Я тоже преподаю, пока лекции читаю. Так-то я думал над стандартами в области изучения 3д-печати,и пока всё тут плохо
21 Мар 13:31
1
Наш пострел везде поспел.:D Ну а тебя-то как угораздило?:) Ты же на детей как породистый конь на телегу косишься?;)
21 Мар 13:44
0
Ну как... завлекли баранками да филаментами. Потом к нам экскурсии часто ходят, на принтер поглазеть
21 Мар 17:52
0
Давайте и с вами дружить :-)
21 Мар 12:22
0
живя заграницей я конечно не знаю всех тонкостей русской педагогической программы но по всем статьям которые читал часто слышал что в университетах преподают моделирование той или иной программой. Почему бы там не посоветовался, да конечно в универе степень обучения покруче но зачем изобретать велосипед если он уже существует, почему бы не обратится в такие учреждения и позаимствовать ихнею программу обучения которую можно было бы подкорректировать под детей...

заранее извиняюсь за кривой русский :)
21 Мар 12:29
3
Потому что моделирование и прототипирование - это разные дисциплины. Правда пока это не все понимают. В случае моделирования - учатся создавать чертеж, а в случае прототипирования - готовую вещь или ее прототип. Грубо говоря, если дома сломается крючек, то моделист либо пойдет покупать новый, либо сделает модель, по ней распечатает чертежи и пойдет в мастерскую, что бы ему по этим чертежам крючек сделали. А прототипист - сделает модель и из нее сразу распечатает прототип крючка. Если этот прототип его не устроит (по размерам подошел, но хочется крючек с бабочками или котиками) он его быстро перерисует и перепечатает. Совсем другой жизненный цикл, другой подход к обучению.
21 Мар 13:33
2
А не вытекает ли одно из другого? Не слишком ли зыбка граница в подобной специализации?
21 Мар 16:49
1
Да не специализация это, а тип мышления. Это как раньше радиокружки были. Ну не нужен был в них университетский курс электроники. Никто трехзвенные цепи не считал и не работал с мнимыми числами. Зато радиоприемник собрать мог любой. И чем транзистор от резистора отличается знали, хотя ВАХи не строили. Так и прототипирование. В нем не нужно углубленное изучение моделирования в кадах, а вот чем твердотельник от меш и сплайн редакоторов отличается надо знать и применять тот редактор, который необходим именно сейчас. Нужно знать и основы технического эскизирования и художественного. Плюс практику печати, основы электроники и много всего :-)
22 Мар 02:11
0
Это как раньше радиокружки были.
А Вы, позвольте спросить, этот самый радиокружок посещали, про которые рассказываете?
24 Мар 23:27
0
Про тип мышления соглашусь, но вот про необходимость знаний... Сам веду радиокружок (да, они еще живы!) и поверьте, пятиклассники (а со следующего года я буду брать и четвероклассников, из которых уже очередь выстроилась) и ВАХ и даже АЧХ в логарифмических осях к концу первого года занятий строят (причем обязательно!). Да, мы не лезем в комплексную плоскость и лапласы, но элементарную теорию знать надо, иначе приемник, если сразу не заработал, то уже не заработает никогда. А если он раз не заработает, два не получится - то желание у детей пропадет очень быстро. Поверьте, что на фоне детского желания - они прекрасно понимают то, что в школе они только через три-четыре года узнают. Стимул есть.

В качестве лакмусовой бумажки своего среднего сына использую (третий класс).
Ну а поскольку сам еще и печатаю дома немного и дочку заразил - то как раз могу утверждать, что тип редактора совсем не важен. И кады знать надо. Но на уровне примитивов и простейших операций. А вот какой программой пользоваться и как подготовить к печати - это самое простое. Что есть, то и изучат.
21 Мар 15:32
0
любая програма которая может моделировать может сохронять фаилы в стл формат(тотже компас тотже солид) ну или через меж форматы(если прога убогая :)) и проги в стл который и читаится нашими любымыми слайсерами. зачем тянуть границу опятьже там где эё не создовали мне опять не понятно. вы сами себе приграды ставите
21 Мар 15:53
0
Нарисуйте чертёж котика и оформите его в ЕСКД :)

А если серьёзно. Обычное преподавание готовит исполнителя. А прототипист - это творец. Можно взять начерталку из институтского курса, но это будет лишь малая часть программы.
23 Мар 16:35
1
Это не обучение - это метод тыка. Там как бы сам метод - это обучение. Это я про определение прототипирования, в том понимании как вы его нам представляете. Я не касаюсь таких вещей как моделирование физических процессов, сопромат и иже с ними, но учить вы их должны моделированию - созданию модели. А вот то что перепечатали и т.д. - это просто стадия моделирования. В продолжении Вашей мысли о радиокружках... приносит кума сын мне подгон - зарядку для аккума самодельную в радиокружке делали. Сколько говорю напряжение на выходе? А защита от переплюсовки? А ток какой? Отческа? Ни чего не знает. Ребята паяют не зная закона ома! Делать то что ты не понимаешь... ну у нас такое только в армии вроде бы и то ребята стараются уже на ответсвтенные места кого попало не сажают. Так что Ваше обучение - это все таки моделирование. Просто степень обучения не на столько велика. А прототипирование - создение прототипа - вещи пригодной для изучения свойств конечного предмета. По сему то что он напечатал сразу и его не устроило - прототип, то что он перепечатал и его устроило - законченный предмет обладающий достаточными свойствами требуемыми по заданию. И все это от начала до конца - моделирование. далее скажем начинать вообще изначально данную тему без общих правил черчения ну ни как нельзя. Опять же физические процессы, та же межслойная адгезия, стенки и прочее и прочее. Как бы в этом цель. А не "берем вот эту штуку, двигаем сюда и вот сюда и готово".
Но на деле конечно вам не уместить и сотой части того что изучают те же инженера проектировщики и иже с ними. но основы понимания сути. Что не просто кубик, а что у кубика есть свойства, что надо правильно ими пользоваться.
24 Мар 03:50
0
Пару лет назад я тоже так думал. Что освоения графического редактора достаточно для того, что бы создавать вещи. Как оказалось - я был не прав. Научившись моделировать в графическом редакторе, ты только научишься моделировать в графическом редакторе. Чтобы создавать вещи нужно изучить сильно больше. Вы правильно заметили - у кубика есть свойства и прототиписту надо их знать, как знать и от чего они зависят, мало того уметь применять эти знания на практике. А еще надо знать свойства вещей, которые он создавать будет. Это если вкратце :-)
24 Мар 23:45
0
Если сын кума только начал заниматься - то он может паять пока любую схему, которая работает без настройки. Просто в качестве обучения пайке. И методически тут нужно только две вещи - чтобы схема ОБЯЗАТЕЛЬНО заработала и чтобы схема либо была "активной" (лампочки-светодиодики, пищалки), либо полезной. У меня вон ребята первого года какой нибудь частотомер или генератор паяют. Им для этого совсем не надо знать, что за микросхема в нем стоит.

Закон Ома и прочее он параллельно узнает. И если там преподаватель нормальный - ему еще это и интересно будет.
Другое дело - полное понимание даже таких основ как закон Ома придет только тогда когда он сам начнет НАСТРАИВАТЬ схему, а для этого уже минимальный набор знаний должен быть (хоть и чисто условный).
25 Мар 08:47
0
Если сын кума только начал заниматься - то он может паять пока любую схему, которая работает без настройки
Без понимания дела нельзя этим заниматься. Тем более педагогу! Я просто дальше не стал рассказывать, но у кума теперь нет ЭБУ и еще многих электронных блоков в авто... Просто препод не объяснил детям что не надо заряжать аккум когда тот подключен к авто и соответственно и сама схема была далека от идеала. На момент включения там овер 20В вылетает. Ну 24В лампочка перегорела у меня.
А паять... меня отец учил паять так - нарезал проводов и 2 пластинки и вот на и паяй.
23 Мар 16:12
0
что пока не существует идеальной программы
Вообще не по одному предмету... Дочка в первый класс ходит... жесть одним словом. Нам еще повезло инязов нет, а вот у кума пацан ходит у них уже английский... какой английский? Ребенок еще по русски нормально не говорит...
21 Мар 07:15
0
Красота. Молодцы. Блин, действительно не хватает методических наработок в этой сфере. А в чем моделировали на соревнованиях, компас?
21 Мар 07:22
0
Вообще, на соревнованиях жестких требований к редакторам не было. Видел даже команду, работающую в солиде (причем детям 11-12 лет было). Но большинство работало в Компасе. Мы тоже. Когда начал с детьми заниматься - встал выбор редактора, но так-как на носу были JuniorSkills, а в нашем регионе по правилам жестко прописали Компас16, то выбор отпал сам-собой. Сейчас очень сильно жду 17 версию, Аскон-молодцы, сильно переработали интерфейс в лучшую сторону, но что то задерживают с ее выходом.
По методике уже есть договоренность, по весне свою защищать буду :-)
21 Мар 10:48
0
но что то задерживают с ее выходом.
Ну а зачем нам недоделанную выпускать?) У нас с этим всё строго 8)
21 Мар 10:53
0
А обещали, что в марте выйдет. И что нам делать? Ждем и ждем... :-) Когда хоть выйдет то? :-)
21 Мар 11:05
0
Этой весной)
21 Мар 11:44
0
А при сдачи работ комиссии больше ни каких требований к работам не предъявлялось? Вопрос не праздный. Так, на пример, при проведении олимпиады по 3D-моделированию на "Робоарт-2017" участникам было необходимо представить чертеж (рисунок) проектируемой модели с указанием основных размеров. В принципе правильно, однако некоторые участники, особенно младшей возрастной группы и ребята 14 -15 лет не имели базовых навыков черчения. Хотя бы в силу того, что подобный школьный курс еще впереди. Тем не менее наличие чертежа, в регламенте, влияло на конечный результат при проведении итогов.
А вот защита проектов, это хорошая идея. Но только при проведении мероприятий более одного дня.
21 Мар 12:09
0
Да, наличие бумажного эскиза в трех проекциях было одним из обязательных требований. Но основы эскизирования я детям даю, правда больше аксонометрию. Им самим потом так проще работать. Если надо деталь скопировать или подогнать по месту, то набросали эскиз, сняли размеры на него и потом уже с бумажки модель строим. Поэтому эскизирование должно быть обязательно. А вот полного чертежа по ЕСКД не надо. Но его обычно и не требуют.
В требованиях было сдача эскизов, рамки после калибровки стола (хотя калибровку никто не делал, но рамку почему то оставили), сдача распечатанных моделей, сдача файлов в stl формате и сдача файлов в формате gcode. Последний критерий под сомнением, я спрашивал зачем это надо? Мне сказали, что бы при неправильной распечатке специалист мог открыть этот файл и сказать была ли ошибка при слайсинге или аппаратная. Это слегка улыбнуло, даже на портале не так много людей, которые g-code прочитать смогут, а среди учителей? :-) А что делать владельцам клонов MakerBot, у которых бинарный формат файлов? (Команды из Красноярска такой и привезли).
По поводу защиты проектов - согласен идея отличная. В начале апреля у нас в городе будет проходить фестиваль робототехники, в этом году впервые организуем секцию прототипирования. Решили сделать как раз в формате соревнований среди проектов учеников. Ребята привезут домашние заготовки и будут их презентовать в формате стендовой защиты. Таким образом дети смогут обменяться идеями, а мы в один день уложимся :-)
21 Мар 12:46
0
Решили сделать как раз в формате соревнований среди проектов учеников. Ребята привезут домашние заготовки и будут их презентовать в формате стендовой защиты
Вот это хорошая идея. При участии в олимпиаде с десяток команд распечатать все модели за один день не реально (у нас так обстояли дела, когда работы сдавались за пару часов до подведения итогов). А грамотно оформленная защита вполне может продемонстрировать и уровень подготовки конкурсантов, и объем знаний.
рамки после калибровки стола
Это из какой области? Просто мое участие заключалось в неожиданной мобилизации в школу для "общепечатной" подготовки участников школьного кружка по 3D-проектированию.:) Причем на все про все четыре-пять занятий, из них два на попытку сколачивания "команд".:) Понятно, что участи, это просто разведка "как и с чем все едят". Но как бы там ни было, предъявляемые требования я считаю разумными и необходимыми.
Это слегка улыбнуло, даже на портале не так много людей, которые g-code прочитать смогут, а среди учителей?
Угу, но вот у меня как-раз обратный случай.:D Учительница по информатике, в школе, начинала свою карьеру среди станков ЧПУ. Поэтому ей изменить G-код "по ходу лошади" раз плюнуть.:) А вот в моделировании испытывает трудности. Собственно при той нагрузке среди учителей, как я понимаю, еще редактор изучать не хватает, для полноты счастья.:)
21 Мар 17:05
0
Вот это хорошая идея.
Спасибо, мы старались :-)
Это из какой области?
По задумке, это проверка умения детей пользоваться принтером. Дети моделируют рамку 50х100 и толщиной по всем осям 4, затем калибруют стол и ставят на печать. Потом судьи измеряют и проверяют качество печати. Если стол выставлен неправильно - будут соответствующие дефекты.

Поэтому ей изменить G-код "по ходу лошади" раз плюнуть.
Это вам сильно повезло. Хотя с какой стороны. g-code принтеров хоть и вырос из ЧПУ, но имеет свою специфику. Тем более разные прошивки его по разному обрабатывают. Да и считать вручную поток между точками перемещения еще та задача. Ну и опять же никто не сказал, что делать с MakerBot-ами и его клонами.
21 Мар 14:19
0
Спасибо за повествование. Очень нравятся подобные конкурсы и олимпиады.
Моделировали в первый по определенному заданию? Или какой-то творческий полет?
Сама преподаватель, но дети у меня уже большие (техникум). Сейчас с ними как раз начинаем осваивать прототипирование, но нам проще, у нас трехмерное моделирование уже давно и спешно освоено. Прорабатываем задание для ворлдскиллс.
Хочу предложить нашему руководству организовать кружок для школьников, а то активно набирают обороты чемпионаты юниорскилс, а наша Нижегородская область пока отстает.
21 Мар 16:57
0
Это вам спасибо, что осилили до конца. Нам тоже нравятся, поэтому даже сами организовывать их стали :-) По определенному заданию моделировали не первый раз, до этого был опыт JuniorSkills. На уроках тоже сначала работали по заданиям: я делал и распечатывал образцы, потом дети рисовали с них эскизы, по этим эскизам делали модели и их распечатывали. Сейчас более свободная тематика, но писать долго.
Если у вас моделирование развито - то вам проще будет. Нам пришлось с нуля все поднимать :-) Если хотите, присоединяйтесь к нашей группе в ВК: https://vk.com/easyproto мы там регулярно публикуем наши работы и анонсы соревнований.
22 Мар 03:57
0
Вот Вы тут как то высказались с выводами о якобы отсутствии практического опыта.Судя по всему, как Вы писали... Видимо все изучили, всесторонне и полно...
А я вот посмотрел на Вашу группу, и увидел что Вы в Зеленогорске.
А я, еще в 1989 г. организовал и провел первый (и последний) в СССР детский компьютерный фестиваль. И не где ни будь, а в Абакане. Естественно с коллегами . Я тогда еще в Новосибирске работал, в НИИ ИВТ, и как раз только возглавил Всесоюзный хозрасчетный Центр новых информационных технологий обучения Информатика и дети "Инфид" при Центральном правлении Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники Союза научных и инженерных обществ СССР ( дедушка современных ЦМИТ)
Дети были со всей Хакасии, Красноярского края, Якутии и даже с Дальнего Востока. Около 5000 ребят занимались несколько дней по большому кластеру секций. А кто то просто впервые играл в компьютерные игрушки...
Вы случайно не приезжали тогда на этот фестиваль? У нас там даже группа Земляне выступала на финальной дискотеке...
А на созданных нами программно-методических комплексах Информатика 87, 88, 89, 90 для ПЭВМ Ямаха выучилось не одно поколение советских школьников. Это не сотни и не тысячи. Это миллионы детей. У нас две золотых медали ВДНХ СССР за эти разработки...
Был в жюри нескольких Международных олимпиад школьников по информатике.
Так что опыт, кое какой есть. С вашим, конечно, не сравним, но все же, какое то свое словечко могу вставить...
22 Мар 16:50
4
Флуд удалён. Друзья, просьба без эмоций
23 Мар 02:33
0
Сергей!
А может быть пора уже создать отдельный раздел, посвященный именно терминологии данной предметной области?
Как раз, что бы не возникали спонтанные флуктуации (флуд) в других разделах и темах.
22 Мар 22:49
3
Ну почему в моём детстве такого не было? :):):)
Ничего, будут котята - у них будет :D.
Так держать!
23 Мар 03:08
1
У них лучше будет! Тут все очень быстро развивается :-)

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Сортировщик монет

Повышаем точность температуры хотэнда и полезно украшаем.

Террейн для варгейма (3): Энергетическая станция.

Шаговые двигатели ни на что не реагируют

Coming soon

Бесплатный Fusion360 (САПР)